Нотированные рукописи Х-XVIII вв. покажут в рамках "Бражниковских чтений"
Во время открытия выставки прозвучат древнерусские и греческие песнопения, в исполнении ансамбля Санкт-Петербургской консерватории «Знамение» (художественный руководитель – Татьяна Швец) и ансамбля «Ключ разумения» (художественный руководитель – Наталья Мосягина).
Три нотированные греческие рукописи XIV–XV веков в 1860 году поступили в Императорскую Публичную библиотеку от князя Михаила Дмитриевича Волконского, увлекавшегося древними традициями церковного пения. Вероятно, эти манускрипты были выбраны благодаря помощи монаха Азарии из Русского Святого Пантелеимона монастыря на Афоне, прекрасного знатока певческих рукописных книг, списки с которых он делал по поручениям ученых в монастырских библиотеках Афона. В двух рукописях сохранились записи, о принесении их в дар в «Российско-Императорскую публичную библиотеку» от монахов Зографского монастыря – настоятеля Архимандрита Анфимия с братиею. Эти кодексы являются уникальным источником для изучения византийской нотации, а также позволяют составить представление о работе над составлением и упорядочением церковных певческих книг, над которыми работал и известный музыкант и теоретик Иоанн Кукузель.
Позднее в 1883 году Отдел рукописей Императорской Публичной библиотеки пополнил собрание греческих манускриптов, приобретя ценнейшую коллекцию епископа Порфирия Успенского – ученого-богослова, инициатора и организатора первой Русской Духовной миссии в Иерусалиме, выдающегося русского востоковеда, византиниста, слависта, археолога, этнографа, археографа, текстолога, палеографа, историка, искусствоведа, доктора эллинской словесности, автора множества научных трудов. Одно из его многочисленных путешествий было связано с поиском древних рукописей, сохранивших звучание церковных песнопений Византии, на Святой Горе Афон. В коллекции Порфирия Успенского были как полные кодексы, так и отдельные листы, найденные им в библиотеках Симонопетрского, Ватопедского, Кутлмушского монастырей на Афоне.
На выставке будут экспонироваться и русские певческие рукописи XV-XVIII вв., в состав которых вошли песнопения, посвященные афонским святым – Григорию Паламе, Афанасию Афонскому, Онуфрию Великому, почитавшимся в России.
В одном из разделов выставки будут представлены певческие рукописи с образцами эфиопской системы нотной записи. Здесь же можно познакомиться с разными видами нотаций, помещенными в таблицы, составленными Николаем Федоровичем Финдейзеным – музыковедом, педагогом, издателем «Русской музыкальной газеты» для курсов музыкальной археологии и палеографии в Археологическом институте.
Комментарии