Никита Борисоглебский и Вячеслав Грязнов выступят в Филармонии
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 19 апреля 2011 года, во вторник в Концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных состоится один из заключительных концертов абонемента "Романтические концерты".
Исполнители: Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Дирижёр - Марк КАДИН
Солисты: Никита БОРИСОГЛЕБСКИЙ (скрипка), Вячеслав ГРЯЗНОВ (фортепиано)
В программе:
- РОССИНИ - Увертюра к опере "Севильский цирюльник"
- ПАГАНИНИ - Концерт №1 для скрипки с оркестром ре мажор, оp.6 (1817)
- РАХМАНИНОВ - Концерт №3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч.30 (1909)
В заключительном концерте абонемента "Романтические концерты" в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных прозвучат инструментальные концерты, признанные вершинами своего жанра и входящие в число самых репертуарных образцов сольного концерта.
Столь же часто звучит, причём не только в рамках оперных представлений, но и в концертных программах увертюра к "Севильскому цирюльнику" Россини. Динамичные, полные очаровательного легкомыслия темы увертюры пленяют изяществом и остроумием, недаром Г.Гейне называл Россини "солнцем Италии, расточающим свои звонкие лучи всему миру". Когда на оперных сценах царила эпоха бельканто, Паганини создал свой Первый концерт для скрипки с оркестром, который можно смело назвать антологией приёмов виртуозной игры на скрипке: мало найдётся сочинений концертного жанра, в которых сконцентрировано столько технических сложностей. Музыка концерта всецело подтверждает одно из прозвищ Паганини: современники называли артиста "дьяволом скрипки" за демоническую внешность, экзальтированную манеру держаться и, конечно в первую очередь, за невероятное владение инструментом. Рахманинов также завоевал мировое признание как непревзойдённый пианист-виртуоз, и эта слава, порой, даже затмевала его композиторские достижения. К моменту написания Третьего фортепианного концерта Рахманинов достиг зрелости как композитор, он преподаёт, успешно выступает как дирижёр. Свидетельством его всемирного признания в качестве блистательного пианиста становятся последовавшие вслед за созданием концерта гастроли по США: в течение трёх месяцев музыкант даёт 26 концертов в крупнейших городах Америки и Канады. В Нью-Йорке сам автор впервые исполняет свой Третий концерт (с Нью-Йоркским симфоническим оркестром под управлением Вальтера Дамроша), и успех премьеры подтверждает особое место этого сочинения в наследии композитора. Во многом благодаря музыке этого сочинения Рахманинова называли "последним романтиком". Третий концерт стал квинтэссенцией русской лирики и наиболее ярким воплощением "пения на фортепиано" - имитации в фортепианной игре вокальной манеры звучания. Сложная палитра лирических оттенков, разнообразная жанровая основа, виртуозная, насыщенная яркими динамическими эффектами сольная партия, - благодаря целому ряду особенностей этот концерт Рахманинова признан одним из самых сложных произведений классического фортепианного репертуара.
Факт обращения к этим шедеврам свидетельствует о зрелости музыкантов. И хотя по возрастным показателям солисты, участвующие в программе, считаются молодыми, но благодаря своему опыту и творческой незаурядности, вполне оправданно уже сегодня причислять их к наиболее ярким и неординарным отечественным музыкантам.
Международная карьера молодого российского скрипача Никиты Борисоглебского началась после блестящих выступлений на международных конкурсах им. П.И.Чайковского в Москве (2007) и им. Королевы Елизаветы в Брюсселе (2009). Признание таланта молодого солиста возросло ещё более в 2010-м году, когда в течение двух последних месяцев года музыкант одержал убедительные победы (I премии) на двух крупнейших международных конкурсах скрипачей: имени Ф.Крейслера в Вене и имени Я.Сибелиуса в Хельсинки.
Сегодня скрипач много концертирует в России, Европе, Азии и странах СНГ, его имя появляется в программах самых престижных фестивалей, среди которых Зальцбургский, имени Бетховена в Бонне, летние фестивали в Рейнгау (Германия) и Дубровнике (Хорватия), "Декабрьские вечера Святослава Рихтера", "Звёзды белых ночей" и "Площадь искусств" в Санкт-Петербурге, юбилейный фестиваль Родиона Щедрина в Москве, "Кремль музыкальный", фестиваль О.Кагана в Кройте (Германия), Violino il Magico (Италия), фестиваль Crescendo. Никита Борисоглебский выступает с ведущими симфоническими оркестрами России, крупнейшими коллективами Европы, Великобритании, Израиля. В области камерной музыки его партнёрами являлись выдающиеся музыканты Родион Щедрин, Наталия Гутман, Александр Князев, Огюстэн Дюмэ, Давид Герингас, Дженг Ванг. Композиторы Родион Щедрин и Александр Чайковский доверяют скрипачу премьеры своих сочинений. А запись "Каприса" для скрипки с оркестром Кузьмы Бодрова - одного из наиболее перспективных отечественных молодых авторов - на Бетховенском фестивале в Бонне была выпущена на CD крупнейшей немецкой медиа-компанией Deutsche Welle (2008).
У Вячеслава Грязнова особое отношение к музыке Рахманинова. 29-летним пианистом записаны несколько дисков, все - из произведений этого композитора. В 2004-м году в Японии пианистом осуществлена запись Концерт №2 для фортепиано с оркестром, а в рамках проекта "Рахманинову и его любимой Ивановке" выпущен компакт-диск, включающий фортепианные пьесы композитора (Музыкальные моменты, Вторую сонату, юношеские шестиручные пьесы). Записи произведений Рахманинова и другого репертуара, осуществлённые телекомпанией NHK, регулярно транслируются по японскому телевидению. В этой стране артист завоевал широкое признание, начиная с 2004 года, ежегодно проходят сольные выступления пианиста в Японии.
Началом международного признания пианиста стали победы на международных состязаниях, среди которых конкурсы имени Н.Г.Рубинштейна в Москве (1997), памяти С.В.Рахманинова в Италии (1998), конкурс молодых исполнителей в Дании (2001), а также высокие награды, завоеванные на конкурсах в Сендае (Япония, 2007), имени С.Рахманинова в Москве (2008).
Гастрольная география артиста охватывает практически всю Европу, Великобританию, Кувейт, Танзанию, Кению, Замбию, республики Закавказья, страны Балтии. Пианист много гастролирует в разных городах России. В.Грязнов стал первым солистом, выступившим с Молодежным симфоническим оркестром СНГ в день дебюта этого коллектива под управлением Юрия Симонова 13 сентября 2008 года в Большом зале Московской консерватории.
Московским издательством "Дека-ВС" выпущено два сборника концертных обработок и транскрипций В.Грязнова для фортепиано, включающих произведения Глинки, Рахманинова, Равеля, Бизе. С 2008 года пианист преподаёт в Московской консерватории на кафедре специального фортепиано.
Достойным партнёром солистам станет Московский государственный академический симфонический оркестр, за дирижёрский пульт которого встанет маэстро Марк Кадин - художественный руководитель и главный дирижёр Красноярского академического симфонического оркестра. Постоянные творческие контакты связывают маэстро с симфоническими оркестрами более чем в 20-ти странах мира. В Москве М.Кадин сотрудничал с камерным оркестром "Виртуозы Москвы", Российским национальным оркестром, работал в Большом театре. Учитывая богатый сценический опыт дирижёра, можно смело предположить, что и оперная увертюра, и концертно-симфонические опусы прозвучат одинаково стильно и убедительно.
Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.
Комментарии