На "Новом Манеже" представят выставку Сергея Параджанова
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. С 21 сентября по 11 ноября 2012 года в МГВЗ "Новый Манеж" пройдёт выставка "Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу".
Выставка "Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу" в МГВЗ "Новый Манеж" представляет произведения из коллекции Музея Параджанова в Ереване. Сергей Параджанов (1924-1990) - культовый режиссёр второй половины XX столетия, чьи фильмы: "Тени забытых предков", "Цвет граната", "Легенда о Сурамской крепости" воспринимались в СССР практически как антисоветская пропаганда. Параджанов обладал многогранным талантом: писал сценарии к фильмам и делал к ним эскизы, создавал портреты героев своих кинокартин и тех, кто над ними работал.
Но уже в середине 1950-х годов у Параджанова появились произведения, не связанные с кинематографом - живопись, графика, керамика, и, наконец, коллаж. Первые коллажи были сделаны из бумаги, репродукций и газетных вырезок, потом мастер начал активно использовать засушенные растения, ткани, стекло и металл, создавая всё более сложные объемные композиции. В коллаже Параджанов наиболее полно раскрылся как художник - лаконизм, присущий этой технике, идея соединения несовместимого, изменение привычного предназначения и смысла вещей наиболее близки методу Параджанова-кинематографиста. Сергей Параджанов называл коллажи спрессованными фильмами. В то же время, кадры его кинокартин, практически лишённые движения, часто строятся на игре фактурных контрастов и напоминают коллажи, снятые на плёнку.
Отдельный этап в творчестве мастера - произведения, созданные в заключении, с 1974 по 1977 год. Лишённый кинокамеры художник, создавал куклы из подручных материалов, составлял натюрморты из засушенных цветов и бабочек, рисовал шариковой ручкой на крохотных клочках бумаги. В коллажах и ассамбляжах этого периода Параджанов переосмысляет свою судьбу, представляя себя то дворником, то средневековым рыцарем. Тогда же появилась серия "Талеры" - "монеты", выдавленные ногтем на алюминиевых крышках от молочных бутылок. Крышки были подобраны около туберкулёзных бараков. Сегодня серебряная копия одного из талеров служит призом ереванского международного кинофестиваля "Золотой абрикос".
1980-е годы - расцвет Параджанова-художника. Техника его объёмных коллажей усложняется, порой они напоминают драгоценную мозаику. Взаимодействие разнообразных материалов создаёт уникальную комбинацию цветовых и фактурных эффектов. В некоторых композициях использованы мотивы известных шедевров мирового искусства, другие навеяны воспоминаниями и личными переживаниями автора. Художнику становится тесно в двухмерном пространстве - так появляются объёмные объекты: шляпы, куклы, чемоданы и стулья.
Музей Сергея Параджанова в Ереване был учреждён в 1988 году, но открылся только через год после смерти мастера, 27 июля 1991 года. До этого Параджанов сам работал над экспозициями своих выставок. Заполняя стены картинами и объектами, он составлял из них гигантский коллаж - единственный и неповторимый. "Каждый раз я собираюсь сделать строгую композицию, а получается лоскутное одеяло" - признавался художник. Сегодня, благодаря деятельности музея, выставки работ Сергея Параджанова проходят в разных странах мира и пользуются неизменным успехом.
Выставочный проект "Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу" включает около семидесяти произведений разных лет. Кроме того, в залах Нового Манежа будут показаны кинокартины Сергея Параджанова такие как "Тени забытых предков", "Цвет граната", "Ашик-кериб", а также фильмы, рассказывающие о его жизни и творчестве "Ночь в Музее Параджанова" Романа Балаяна.
Комментарии