НФОР исполнит "Тройной концерт Бетховена"
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 28 января 2013 года в Большом зале Московской консерватории выдающийся образец концертного жанра - Тройной концерт Бетховена - прозвучит в исполнении блистательного ансамбля: пианиста Николая Луганского, скрипача Сергея Крылова и виолончелиста Александра Князева, которым будет аккомпанировать Национальный филармонический оркестр России.
НФОР - один из самых динамично развивающихся и молодых симфонических оркестров столицы, отмечающий в 2013-м своё десятилетие. Во втором отделении будет исполнена Третья, "Героическая" симфония Бетховена. За дирижёрским пультом - Александр Сладковский, с чьим именем сегодня связан настоящий творческий ренессанс одного из самых авторитетных региональных симфонических коллективов - Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан.
Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели (или Тройной концерт) и Третья, "Героическая" симфония - шедевры Бетховена, ставшие значительными вехами не только для творческого пути композитора, но и открывшие новый этап в истории симфонической музыки. Эти партитуры, как и другие произведения, написанные в ознаменованное небывалым творческим подъемом десятилетие между 1802-м по 1812-м годами, отразили не только самые актуальные идеи того времени, но и судьбоносные размышления композитора. Прогрессирующая глухота не уничтожила в Бетховене музыканта, но прежде чем продолжить сочинять, он прошёл тяжелейший путь, от раздумий о самоубийстве до ставшего лейтмотивом многих последующих партитур девиза: "Я схвачу судьбу за глотку!". Среди последовавших как из рога изобилия после этого преодоления себя гениальных опусов были и "Героическая", и Тройной концерт. В Третьей симфонии образы высокого мужества, пламенной страсти и горестного смирения становятся созвучны идеям Французской революции и освободительных движений начала XIX века, которым сочувствовал композитор. Первоначально партитура была посвящена Наполеону, на её титульном листе значилось: "Буонапарте". Но когда Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен ликвидировал посвящение и новое заглавие симфонии гласило: "Eroica". Премьера "Героической" в начале 1805 года произвела фурор. Необычны были и её смелая идея, и новизна композиционных приёмов, и небывалые по тем временам масштабная продолжительность и величественная оркестровка. Новации сделали "Героическую" точкой отсчёта в новой истории симфонического искусства.
Не менее революционным стал для своей эпохи и Тройной концерт. В его удивительной партитуре сочетается, казалось бы, несочетаемое: пламенная бетховенская героика, присущие классицистскому стилю гармония, возвышенность и стройностью форм, а также традиции барочного концертирования - виртуозного исполнительского искусства, ставящего во главу угла сольное мастерство, страсть к вдохновенному, увлечённому музицированию. Всё это делает Тройной концерт особенно интересным с интерпретационной точки зрения. Тем более, когда к нему обращается ансамбль такого высокого уровня, как трио Луганский-Крылов-Князев.
Каждый из этих солистов давно завоевал мировое признание. Эталонными признаются многие из их прочтений, причём не только сольные, но и ансамблевые. Николай Луганский, Сергей Крылов и Александр Князев играют друг с другом в различных камерных ансамблях. В трио с А.Князевым и С.Крыловым партию фортепиано как правило исполняет Борис Березовский. В предстоящем исполнении Тройного концерта Бетховена С.Крылов и А.Князев впервые играют в трио с Н.Луганским.
Александр Сладковский начинал свой творческий путь в северной столице, был главным дирижером Санкт-Петербургской капеллы, в 2000-е работал в Москве, сотрудничал с оркестром "Новая Россия", Большим симфоническим оркестром (БСО) имени Чайковского. В 2010-м дирижёр возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и с приходом А.Сладковского коллектив со славной историей (в 1966 году коллектив основал легендарный Натан Рахлин) совершил настоящий творческий прорыв. Оркестром ежегодно проводится по четыре заметных международных фестиваля, в Казани гастролируют крупнейшие отечественные и зарубежные музыканты, оркестр Татарстана неоднократно выступал в Москве, постоянно выезжает с концертами по России, расширяется и география его зарубежных гастролей. Среди репертуарных пристрастий дирижёра особое место занимает современная музыка, которую А.Сладковский играет много и успешно (один из казанских фестивалей маэстро посвящен наследию С.Губайдулиной). Творческий альянс А.Сладковского, зарекомендовавшего себя как решительный и смелый экспериментатор, может представлять особый интерес с Национальным филармоническим оркестром России. Коллектив, называемый критиками "музыкальной сборной России", станет достойным партнёром трио солистов и в музыке Бетховена продемонстрирует как мастерство солистов оркестра, так и качество оркестрового ансамбля. А.Сладковский сотрудничает с НФОР впервые.
Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.
Комментарии