Музыкальный фестиваль "Владимир Спиваков приглашает…" дал заключительный концерт
Чем же на этот раз порадовал создатель двух успешнейших российских оркестров?
В этом году «Виртуозам Москвы» и Национальному филармоническому оркестру России вдохновитель фестиваля маэстро Спиваков поставил непростую задачу. В программу вошли концерты Баха, Моцарта, Чайковского, Брамса, Грига и Сен-Санса для фортепиано, скрипки или виолончели, находящиеся «на слуху» широкой публики, а потому - требующие образцового исполнения, и произведения авторства Шостаковича, Шнитке и Лютославского, вынуждающие слушательское ухо к определённому напряжению. Таким образом, впрочем, как и всегда, Владимир Спиваков сумел учесть интересы публики и интересы высокого искусства: первая получила любимые классические «шлягеры», а для истории музыки осталась полная запись всех концертов фестиваля, которые прозвучат на весь мир в эфире радио «Орфей».
Что же придало особое звучание этому фестивалю? Конечно, выбор солистов. Владимир Теодорович пригласил лауреатов последнего конкурса Чайковского, но отнюдь не тех, кто занял первые места. По словам маэстро, так он восстанавливает справедливость, находя скрипачку Клару-Джуми Кан (Германия), пианиста Джорджа Ли (США) и виолончелиста Александра Рамма ничуть не менее достойными музыкантами, чем обладатели первой премии. Также благодаря Спивакову москвичи смогли услышать экспрессивного Рея Чена (Тайвань-Австралия) со сложнейшим концертом Брамса и искрометного Эндрю Тайсона (США), блистательно сыгравшего концерт Моцарта.
Выбор молодых солистов - результат безупречного творческого чутья маэстро, за которым стоит кропотливая многолетняя работа. 14-летний сын выходцев из Киргизии и Белоруссии скрипач Даниэль Лозакович (Швеция) - давний воспитанник Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, так же как и более взрослый собрат по сцене Александр Рамм.
Солистка заключительного концерта - совсем юная японка Шио Окуи (11 лет), виртуозно и легко исполнившая концерт Моцарта, стала открытием Конкурса молодых пианистов Владимира Крайнева, впервые проведенного в этом году благодаря участию и заботе Владимира Спивакова.
Одним из столпов фестиваля стал прославленный пианист Денис Мацуев, связанный давней дружбой с Владимиром Спиваковым. Оба музыканта не раз подчёркивали счастливость взаимного творческого союза, а слушатели смогли оценить тонкость взаимопонимания артистов в Светлановском зале Дома музыки, где Денис солировал в романтическом Григе и сложнейшем Шёнберге, продемонстрировав и ожидаемую мощь и стабильность, и душещипательную теплоту и душевность.
В семи концертах фестиваля Владимир Спиваков семь раз вставал за дирижёрский пульт, чутко помогая раскрыться солистам в свойственной каждому из них манере, но настоящим «соло для дирижёра» стала Четвёртая симфония Иоганнеса Брамса. Именно в музыке Брамса - этого «классика среди романтиков и романтика среди классиков», Спиваков проявил волевую концентрацию, столь необходимую для воплощения трагического замысла композитора, и сумел показать всю поэтическую глубину элегических моментов и богатство тембровой палитры оркестровой ткани. Скрипичным соло маэстро порадовал публику лишь на открытии фестиваля в двойном концерте Баха.
В заключительном концерте публика увидела Спивакова не в самом привычном амплуа - в качестве оперного дирижёра. Под руководством маэстро прозвучала камерная опера Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» с восхитительным дуэтом тенора Дмитрия Корчака и баса Ильдара Абдразакова. Опера стала достойным заключительным аккордом фестиваля, ибо в ней звучат важнейшие вопросы о сущности искусства, о творческом процессе художника и свободе выражения высоких идей.
Соприкосновение с прекрасным в искусстве вдохновляет в обыденности, и подаренный праздник музыки заставляет ждать новых встреч, которые вовсе не за горами. Уже в январе Владимир Спиваков приглашает меломанов в Дом музыки на ежегодный Рождественский фестиваль духовной музыки, где лучшие хоры со всего мира позволят по-новому понять и принять радость светлого праздника всех христиан.
Комментарии