"Музыка императорских дворцов" зазвучит в Петербурге
Кабинет рукописей РИИИ располагает собранием уникальных документов, освещающих музыкальную и театральную жизнь России XVIII-XX вв. Он организован в 1938 г., когда в Институт были переданы собрания и коллекции Музыкально-исторического музея Ленинградской филармонии. В число поступивших материалов входила нотная библиотека императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I.
Почти неизвестные сегодня сочинения начала XIX века будут представлены на концерте впервые после почти 200-летнего перерыва. Это аранжировки Р.Н.Боксы для арфы и флейты фрагментов из опер Дж.Россини, сочинения для арфы Р.Н.Боксы, Л.Друэ, Й.Гайдна. Являясь памятником музыкальной культуры того времени, нотная библиотека императрицы Елизаветы Алексеевны включает в себя сочинения, которые звучали во время домашнего музицирования в кругу друзей и близких, на концертах для избранных во дворцах.
Арфа - непременный атрибут женского светского музицирования в александровскую эпоху - была одним из любимых инструментов императрицы Елизаветы Алексеевны, урожденной Луизы-Марии-Августы, принцессы Баденской. Об особом её пристрастии к арфе в 1795 году вспоминала её фрейлина Варвара Головина: "Она увела меня в свою комнату, приказала аккомпанировать на фортепиано, взялась снова за арфу и сыграла "Les folies d Espagne". Я брала аккорды".
Музыка для императрицы стала с юных лет и отдохновением, и утешением в сложных ситуациях её жизни. Она получила прекрасное музыкальное образование на своей родине в Карлсруэ и по приезде в Петербург в 1792 году продолжала заниматься музыкой. Обладая "восхитительным голосом", Елизавета брала уроки у придворного капельмейстера Джузеппе Сарти. Пением Елизаветы восторгалась Екатерина II: "Это настоящая Сирена, великая княгиня Елизавета, ея голос идёт прямо к сердцу, и моё сердце она совсем пленила".
В программе концерта:
- БОКСА - Аранжировка для арфы и флейты фрагментов из оперы Дж. Россини "Сорока-воровка".
- БОКСА - Аранжировка для арфы и флейты фрагментов из оперы Дж. Россини "Танкред".
- БОКСА - 12 прелюдий для арфы соло.
- ДРУЭ - Первый ноктюрн или концертные вариации на тему арии Мегюля.
- ГАЙДН - УАнданте для арфы
Концерт ведёт сотрудник сектора музыки, музыковед Георгий Ковалевский.
Комментарии