Музей им. Глинки открывает выставку ценных музыкальных инструментов
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки представляет выставку "Совершенство звука и формы. Шедевры Амати, Страдивари, Гварнери…" из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации, входящей в фонд Музея.
Впервые экспонируются вместе 19 музыкальных инструментов особой ценности - лучшие творения Гаспаро да Сало (Бертолотти), Николо, Антонио и Джироламо Амати, Антонио Страдивари, Андреа Гварнери и Джузеппе Гварнери дель Джезу.
В июне 2010 года Министерством культуры Российской Федерации Государственному центральному музею музыкальной культуры имени М.И. Глинки была передана Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации. Этому важнейшему событию Музей посвящает ряд интересных проектов, первым из которых явилась выставка "Причудливая классика", открывшаяся в Музее 1 октября 2010 года. Выставка "Совершенство звука и формы. Шедевры Амати, Страдивари, Гварнери…" - следующий проект.
Каждый из представленных на выставке музыкальных инструментов ХVI-ХVIII веков бесценен, безупречен по форме и звучанию, неповторим по тембру, обладает особенной внешностью, цветом, отделкой, характером и биографией. В течение нескольких веков мастера пытались создать более совершенные музыкальные инструменты, но высочайший уровень их изготовления, достигнутый в то время, остаётся непревзойдённым. Тайна Страдивари не разгадана до сих пор.
Самый ранний из представленных на выставке инструментов - альт XVI века, созданный Гаспаро да Сало (Бертолотти) в городе Брешиа на севере Италии. Этот редчайший экземпляр украшен орнаментом, что было характерно лишь для раннего периода изготовления струнных инструментов.
Один из самых выдающихся инструментов мастеров кремонской школы - скрипка 1628 года братьев Антонио и Джироламо Амати.
В центре экспозиции - одиннадцать шедевров великого Антонио Страдивари: девять скрипок, альт и виолончель, представляющие этапы долгого творческого пути гениального художника. Среди них скрипки начального периода amatise (продолжение традиций Амати), несколько красивейших инструментов зрелого периода его творчества, а также скрипка 1736 года - одна из последних работ Страдивари, созданная им за год до смерти.
С инструментами знаменитого мастера соперничают две скрипки Гварнери дель Джезу, чьи создания по силе звучания и богатству тембра не уступали творениям Антонио Страдивари.
Все музыкальные инструменты находятся в хорошем игровом состоянии. С каждым из них связаны имена известнейших музыкантов-исполнителей, среди которых Леонид Коган, Самуил Фурер, Марина Козолупова, Давид Ойстрах, Виктор Пикайзен, Сергей Стадлер, Рудольф Баршай, Мстислав Ростропович, Наталья Гутман.
Немалый интерес представит демонстрация рисунков и нескольких живописных работ итальянских мастеров XVI-XVIII веков из собрания замечательного русского дирижёра, композитора Николая Семёновича Голованова, музей-квартира которого является филиалом Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Эти работы никогда ранее не выставлялись и стали великолепным дополнением к шедеврам итальянских скрипичных мастеров.
Выставка сопровождается архивными документами из истории Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации - письмами и распоряжениями за подписью А. Луначарского и В. Кубацкого, записками и поручительствами известных музыкантов, а также фотографиями исполнителей из фондов Музея.
Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации - крупнейшее в мире государственное собрание струнных смычковых инструментов работы мастеров разных стран и эпох - сложилась на основе нескольких частных собраний конца ХIХ - начала XX века. Наиболее значительный вклад внёс Константин Владимирович Третьяков (1830-1909), однофамилец известного мецената, который 28 февраля 1878 года подарил Московской государственной консерватории около 30 инструментов, в том числе работы Страдивари, Гварнери и Амати. В советское время, к середине 1920-х годов, наблюдательным комитетом во главе с В. Кубацким было собрано 111 экспонатов, и сегодня составляющих ценнейшую часть коллекции. Основной задачей Госколлекции стала забота о развитии российской скрипичной школы и обеспечение талантливых музыкантов лучшими инструментами, которые предполагалось распределять среди выдающихся исполнителей на конкурсной основе.
Инструменты из собрания Госколлекции звучали на самых престижных международных скрипичных конкурсах: им. П.И. Чайковского в Москве, им. М. Лонг - Ж. Тибо в Париже, им. Паганини в Генуе, на Международном конкурсе скрипачей им. Г. Венявского в Познани, где российские музыканты неизменно завоевывали призовые места.
В 2003 году Госколлекция стала частью Государственного музейного фонда Российской Федерации и была структурно включена в Государственный музейно-выставочный центр Министерства культуры РФ "РОСИЗО".
С июня 2010 года Госколлекция уникальных музыкальных инструментов находится в составе музейной коллекции Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки.
Комментарии