"Мрамор" Фабио Виале покажут в "Гараже"
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Со 2 июля по 1 августа 2011 года в Центре современной культуры "Гараж" будет проходить выставка Фабио Виале "Мрамор".
36-летний скульптор из Турина Фабио Виале начал международную карьеру примерно шесть лет назад, и за сравнительно короткий срок приобрёл славу одного из самых оригинальных европейских скульпторов. Виале специально подчёркивает, что работает именно с мрамором из Каррары.
Месторождение в Апуанских Апеннинах в Тоскане, где добывают белоснежный, высочайшего качества мрамор, хорошо поддающийся тонкой обработке, известно ещё со времён Древнего Рима - из каррарского мрамора, в частности, построена колонна Траяна с её знаменитыми рельефами. Каррарский мрамор использовали самые знаменитые скульпторы мира - создатели ренессансной скульптурной школы Никколо и Джованни Пизано, великий мастер барокко Лоренцо Бернини и, конечно, Микеланджело.
Виале утверждает себя в качестве преемника великих и одновременно их соперника в искусстве обработки столь непопулярного в сегодняшнем актуальном искусстве материала. Он уподобляет мрамор пенопласту, бумаге, резине, доводя иллюзию до последней крайности - на выставках скульптора посетители неизменно норовят пощупать его работы, чтобы убедиться, что они действительно мраморные, а толщина крыла его "бумажных" самолётиков действительно равна толщине бумажного листа, при этом скульптор ещё и передаёт текстуру бумаги, используя для обработки мрамора сверло, которым пользуются дантисты. Кроме того, для усиления впечатления Виале добавляет к некоторым работам характерный аромат - так, его сплетённые в знак бесконечности автомобильные покрышки ещё и пахнут соответственно (то есть резиной).
В качестве одного из лейтмотивов своего искусства Виале называет тему человеческой памяти. Он вспоминает об актах вандализма, о том, как толпа крушит памятники искусства во времена социальных потрясений. Несколько его работ получили название "Сувенир" - в том числе парафраза микеланджеловской "Пьеты". В 1972 году на статую работы Микеланджело, хранящуюся в соборе Св. Петра в Ватикане, со скальным молотком напал душевнобольной венгерский геолог, кричавший, что он Иисус Христос. Скульптура была покалечена, и некоторые осколки очевидцы происшествия утащили в качестве сувениров (после этого "Пьету" поместили под бронированное стекло). Виале "вынимает" фигуру мёртвого Христа из рук Марии, представляя зрителю одинокое, кажущееся искажённым предсмертной судорогой тело, превращая его в страшный "сувенир", то есть напоминание, взывая тем самым к исторической памяти, в которой хранятся преступные деяния рода человеческого.
В работах "Ваше будет нашим", "Сувенир. Давид" и "Курос" Виале покрывает татуировками мраморные части тел, в том числе отдельно взятую кисть "Давида" Микеланджело и торс античного куроса. Русские лагерные татуировки с надписями "С нами Бог", "Умру скоро", "Серп и молот", крылатыми черепами, крестом на Голгофе и другой религиозной и мистической символикой, скопированы с тела осетина Нико - с этим колоритным персонажем скульптор познакомился во время визита в Россию в 2008 году (Виале был участником Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идёт?"). И хотя сам художник утверждает, что прежде всего прельстился эффектностью рисунков, а не идеологическим подтекстом, это утверждение можно счесть лукавством. Быть может, Виале и далёк от того, чтобы создавать произведения на острые социальные темы, но антично прекрасные тела, татуированные и расчленённые, парадоксальным образом напоминают об изначальной человеческой красоте, искалеченной "сувенирами" современной эпохи.
В Центре современной культуры "Гараж" будет представлено десять работ Фабио Виале. Организаторы выбрали новый для центра способ экспозиции - все скульптуры будут выставлены во дворе "Гаража"; некоторые из них будут экспонироваться в специальных морских контейнерах. Вся экспозиция в целом призвана создать образ итальянского парка с гротами, где зрители получают возможность отдыха на пленэре в окружении мраморных скульптур.
Помимо работ, представленных во дворе, в центральном холле "Гаража" в специально сооружённом бассейне можно будет увидеть знаменитую мраморную моторную лодку Виале Ahgalla, весом более 400 кг, вызывающую изумление везде, где она появляется. Художник плавал на ней в окрестностях Каррары, в Турине по реке По, по Тибру в Риме, по каналам Венеции во время проведения 52-й Венецианской биеннале и, наконец, по Кронверкскому проливу в Санкт-Петербурге осенью 2009 года.
Комментарии