ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Московская филармония празднует юбилей! 90 лет яркой и насыщенной жизни - это десятки великих имён, сотни престижных фестивалей, тысячи уникальных концертов и миллионы благодарных слушателей: каждый день мы продолжаем творить музыкальную историю России.

Один из крупнейших музыкальных центров столицы, Московская филармония привлекает к сотрудничеству лучшие творческие силы страны и мира: именитых исполнителей, ведущие оркестры, оперные и танцевальные труппы, выдающиеся ансамбли и хоры, высокопрофессиональных менеджеров. Важный секрет успеха филармонической жизни заключается в её общедоступности, каждый слушатель найдет в концертных программах что-то особенное и необходимое для себя, каждый с детства так или иначе проходит собственные "филармонические университеты". Во многом благодаря энтузиазму и усилиям сотрудников Московской филармонии в нашей стране существует сегодня по-настоящему продвинутая и весьма взыскательная публика, а значит многократно выросло качество музыкальной жизни - не только в Москве, но и в других городах страны, объединённых федеральной программой "Всероссийские филармонические сезоны" под эгидой Московской филармонии. Сегодня Московская филармония активно входит в мировое концертное пространство, становясь одним из равноправных игроков на этом поле.

Несмотря на солидный возраст, Московская филармония находится в прекрасной форме - именно поэтому в стенах Филармонии пройдёт "Юбилейный марафон". В свой 90-й день рождения Московская филармония от рассвета до заката встречает слушателей в Концертном зале имени П.И.Чайковского, Камерном зале и в Кафе "Чайковский": с 11 часов утра и до полуночи здесь нон-стопом будут выступать элитные музыканты и ведущие музыкальные коллективы Москвы. Концертные программы сменяются каждые два часа, их палитра будет постепенно модулировать из любимых детских проектов Филармонии ("Сказки с оркестром" с Павлом Любимцевым и "Словарь юного меломана" с Артёмом Варгафтиком), зрелищных постановок Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого и Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева - к высокой классике в исполнении Академического симфонического оркестра Московской филармонии под руководством Юрия Симонова и с участием Николая Луганского (фортепиано); Национального филармонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова и Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова под руководством Владимира Юровского; Государственного академического камерного оркестра России под руководством Алексея Уткина, солистов Виктора Третьякова и Натальи Лихопой (скрипки), Марии Чепуриной (флейта). В Камерном зале свои увлекательные программы представят Ансамбль солистов "Мадригал" под руководством лютниста Александра Суетина, Ансамбль солистов "Академия старинной музыки" Московской филармонии под руководством Татьяны Гринденко (скрипка), Государственный Квартет имени Бородина и солисты Российского национального оркестра. Завершит этот блистательный парад джазовое шоу братьев Ивановых с участием известных джазовых музыкантов Игоря Бриля (фортепиано) и Алексея Кузнецова (гитара). Русская и зарубежная поэзия прозвучит в исполнении мастеров "звучащего слова": Рафаэля Клейнера, Павла Любимцева, Юрия Дубова, Юрия Голышева и Виктора Никитина.

Билеты на все концерты "Юбилейного марафона" слушатели смогут приобрести по символической юбилейной цене. Специальная юбилейная викторина стартует 14 января 2012 года на сайте Московской филармонии (www.meloman.ru), она позволит самым активным и продвинутым меломанам выиграть "золотой билет" на все концерты "Юбилейного марафона" и другие призы!

В преддверии "Юбилейного марафона" 28 января в Концертном зале имени П.И. Чайковского выступит Государственный камерный оркестр "Виртуозы Москвы" под руководством Владимира Спивакова. В компании с молодыми солистами Венерой Гимадиевой (сопрано), Даниилом Харитоновым (фортепиано) и Анастасией Кобекиной (виолончель) "виртуозы" исполнят произведения от Гайдна и Моцарта до Россини, Пуччини и Л.Ардити. 30 января на той же сцене встретятся и поздравят Московскую филармонию с юбилеем Юрий Башмет (альт), Денис Мацуев (фортепиано), Вадим Репин (скрипка), Александр Князев (виолончель), Алёна Баева (скрипка), Александр Бузлов (виолончель) и Григорий Ковалевский (контрабас) - звёздный состав исполнит Трио №2 Шостаковича и знаменитый квинтет "Форель" Шуберта.


ЮБИЛЕЙНЫЙ МАРАФОН

29 января 2012 года, Концертный зал имени П.И. Чайковского

11.00 - "Сказки с оркестром".
- А.САЛЬЕРИ - Концерт для флейты, гобоя и камерного оркестра до мажор
П.ЕРШОВ - "Конёк-Горбунок".
В концерте принимают участие Павел ЛЮБИМЦЕВ, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова. Дирижёр - Владимир АНДРОПОВ

13.00 - Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого
Художественный руководитель - Александра ПЕРМЯКОВА
Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря МОИСЕЕВА. Художественный руководитель - Елена ЩЕРБАКОВА

15.00 - Государственный академический камерный оркестр России. Дирижёр и солист - Алексей УТКИН (гобой).
Солисты: Виктор ТРЕТЬЯКОВ (скрипка), Наталья ЛИХОПОЙ (скрипка), Мария ЧЕПУРИНА (флейта)
В программе:
- А.САЛЬЕРИ - Концерт для флейты, гобоя и камерного оркестра до мажор
- И.С.БАХ - Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор
- Й.ГАЙДН - Симфония №44

17.00 - Академический симфонический оркестр Московской филармонии. Дирижёр - Юрий СИМОНОВ. Солист - Николай ЛУГАНСКИЙ (фортепиано)
В программе:
- М.ГЛИНКА - "Вальс-фантазия"
- Р.ШУМАН - Концерт для фортепиано с оркестром (2 и 3 части)
- П.ЧАЙКОВСКИЙ - Торжественная увертюра "1812 год"

19.00 - Национальный филармонический оркестр России. Дирижёр - Владимир СПИВАКОВ
В программе:
- М.МУСОРГСКИЙ - "Ночь на Лысой горе" - симфоническая фантазия
-Д.ШОСТАКОВИЧ - Сюита №2 для эстрадного оркестра

21.00 - Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова. Дирижёр - Владимир ЮРОВСКИЙ
В программе: С.РАХМАНИНОВ - "Симфонические танцы"

23.00 - "Симфоджаз братьев Ивановых".
Игорь БРИЛЬ (фортепиано), Алексей КУЗНЕЦОВ (гитара), Михаил ИВАНОВ (фортепиано), Андрей ИВАНОВ (контрабас), Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ (ударные)


29 января 2012 года, Камерный зал Московской филармонии

12.00 - "Словарь юного меломана". Автор и ведущий цикла - Артём ВАРГАФТИК
О "Картинках с выставки" М. Мусоргского
Солист - Юрий БОГДАНОВ (фортепиано)

14.00 - "Иллюзия танца" (танцевальная музыка Старой Европы)
Ансамбль солистов "МАДРИГАЛ" Московской филармонии
Художественный руководитель и солист - Александр СУЕТИН (лютня)
В программе: К.Монтеверди, С.Ланди, А.Банкьери, О.Векки, Х.Араньес

16.00 - Ансамбль солистов "Академия старинной музыки" Московской филармонии. Художественный руководитель и солистка - Татьяна ГРИНДЕНКО (скрипка)
В программе: А.Вивальди, Ф.Джеминиани

18.00 - Государственный Квартет имени Бородина: Рубен АГАРОНЯН,Сергей ЛОМОВСКИЙ, Игорь НАЙДИН, Владимир БАЛЬШИН
В программе: П.Чайковский

20.00 - "Мифы. Предания. Образы"
Солисты Российского национального оркестра
Дирижёр - Алексей БОГОРАД
В программе: М.Глинка, И.Стравинский


29 января 2012 года, Кафе "ЧАЙКОВСКИЙ"

14.00 - "Звучащее Слово".
Рафаэль КЛЕЙНЕР, Павел ЛЮБИМЦЕВ, Юрий ДУБОВ, Юрий ГОЛЫШЕВ, Виктор НИКИТИН
В программе: Русская и зарубежная поэзия


Историческая справка

Историю Московской филармонии по праву можно назвать летописью отечественного исполнительского искусства, ставшего неотъемлемой частью мирового культурного наследия. Организованная в 1922 году по инициативе наркома просвещения А. В. Луначарского, Филармония стала беспрецедентным примером успешной концертной организации в стране, лишь за несколько лет до этого появившейся на картах мира; в течение всего советского периода отечественной истории она сохраняла за собой лидирующее положение; исключительно велика её роль и в новейшей истории российского искусства, входящего в мировое культурное пространство.

Первые годы истории Московской филармонии - период её становления, формирования традиций и стратегических планов развития, прирастания лучшими исполнительскими силами. Затем, с конца 20-х годов, наступило время активной деятельности, и сразу же был заявлен высочайший уровень филармонических акций. Художественный совет Филармонии, руководимый Николаем Мясковским, представляет в Москве крупнейших музыкантов мира: Отто Клемперера, Германа Абендрота, Эриха Кляйбера, Эрнеста Ансерме. Следующее десятилетие было ознаменовано для Филармонии гастрольными выступлениями Артура Рубинштейна, Ефрема Цимбалиста, Яши Хейфеца, Мариан Андерсон. Филармония знакомит слушателей с новейшей музыкой крупнейших европейских композиторов - авторские концерты в Москве дают Дариюс Мийо, Артюр Онеггер и Бела Барток, Эрнст Кшенек. В 1928 году филармония обретает собственный оркестр ("Софила"), во главе которого становятся выдающиеся дирижёры Николай Голованов и Александр Орлов.

Ещё в 1923 году Филармония впервые включает в свои концерты коллектив, которому впоследствии будет суждено обрести мировую известность - Квартет имени Бетховена. Важную веху в истории молодой концертной организации обозначают 30-е годы, когда солистами филармонии становятся Давид Ойстрах, Владимир Софроницкий, Мария Юдина, Генрих Нейгауз, Григорий Гинзбург, Самуил Фейнберг, Дмитрий Цыганов, Святослав Кнушевицкий, Даниил Шафран, Эмиль Гилельс, Вера Дулова, певицы Нина Дорлиак, Дебора Пантофель-Нечецкая, пианисты Мария Гринберг, Яков Флиер, Юрий Брюшков, скрипачи Мирон Полякин и Михаил Фихтенгольц. На протяжении всех довоенных десятилетий исполнительский состав Филармонии значительно расширяется - в нём появляются более 80-ти солистов.

В начале 1930-х годов была создана абонементная система, построенная на нескольких принципах: исполнительском, жанровом, историческом, тематическом. Она стала фундаментом деятельности Московской филармонии, её просветительской работы со слушателями, постоянно совершенствовалась и сохранила своё основополагающее значение до наших дней. Концерты филармонии проходили в Большом и Малом залах консерватории, Колонном и Октябрьском залах Дома союзов, Бетховенском зале Большого театра, Зале имени В.А. Моцарта (здание нынешнего Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко), Большой аудитории Политехнического музея, Центральном Доме Красной Армии, а также в рабочих Клубах и Домах культуры. Большую работу проводила филармония среди детей, с первых же лет подготавливая и воспитывая свою слушательскую аудиторию.

Меньше чем за год до начала войны, 12 октября 1940 года, торжественно открывается Концертный зал, которому было присвоено имя П.И. Чайковского и который отныне станет "лицом" Московской филармонии и свидетелем триумфов многих её артистов.

В годы войны Филармония не прекращала активной концертной деятельности. Яркое доказательство тому - шефские концерты для призывников, проводившиеся во всех районах Москвы начиная с 23 июня 1941 года, спустя два дня после начала войны. Только за первые 10 дней войны было дано более тысячи (!) концертов. Артисты филармонии стали участниками фронтовых концертных бригад, выезжали в действующую армию, проводили концерты на Северном и Черноморском флотах. За годы войны филармония провела более 5 тыс. шефских концертов на фронте и в тылу. В год окончания войны в Филармонии состоялось несколько знаменательных концертов, среди которых цикл всех симфонических произведений Рахманинова и первое исполнение "Оды на окончание войны" Прокофьева под управлением Самуила Самосуда. В Филармонию приходит когорта молодых музыкантов, чьи имена сейчас не нуждаются в представлении - Святослав Рихтер, Леонид Коган, Мстислав Ростропович, Виктор Мержанов, Юлиан Ситковецкий.

Послевоенные годы для Филармонии отмечены интенсивной концертной деятельностью. На филармонических афишах впервые упоминается Государственный квартет имени Бородина, появляются имена композиторов Джордже Энеску и Золтана Кодая; к 75-летию со дня рождения Рахманинова (1948) под управлением Александра Гаука впервые в Москве прозвучала восстановленная дирижёром Первая симфония Рахманинова. В 1951 году при Всесоюзном радиокомитете создается симфонический оркестр, с 1953 года вошедший в штат Московской филармонии, его первый художественный руководитель - Самуил Самосуд. Именно этот коллектив сегодня носит название Академического симфонического оркестра Московской филармонии.

Знаменательным для Московской филармонии становится также 1956 год. Известный альтист и дирижёр Рудольф Баршай выступает инициатором создания первого в СССР камерного коллектива, который впоследствии получит название Московской камерный оркестр. В этом же году в Москве выступают крупнейшие симфонические оркестры мира, в том числе Лондонский филармонический (дирижёр Адриан Боулт), Лейпцигский оркестр Гевандхауз (дирижёр Франц Конвичный), Филадельфийский оркестр (дирижёр Юджин Орманди) и Бостонский симфонический оркестр (дирижер Шарль Мюнш).

В эти годы Московская филармония становится своего рода трибуной советских композиторов, здесь впервые исполняются Седьмая симфония Прокофьева (1952), Одиннадцатая симфония Шостаковича (1957), "Патетическая оратория" Свиридова (1959). В 1958 году Филармония выступает одним из организаторов Первого международного конкурса имени Чайковского, в рамках которого с оркестром Московской филармонии выступает лауреат первой премии среди пианистов Вэн Клайберн. Продолжаются гастроли известных зарубежных музыкантов, среди которых дирижёры Леопольд Стоковский, Курт Мазур, Юджин Орманди, Леонард Бернстайн, Андре Клюитенс, Игорь Маркевич, виолончелист Пабло Казальс, пианист Гленн Гульд.

В 1960 году начинается новая страница в биографии симфонического оркестра Московской филармонии - во главе коллектива становится Кирилл Кондрашин, под руководством которого оркестр быстро приобретает международный авторитет и славу одного из ведущих советских коллективов. На начало 60-х приходятся памятные гастроли Игоря Стравинского, концерты оркестра Венской филармонии под управлением Герберта фон Караяна, хора и камерного оркестра под управлением Роберта Шоу. В 1963 году Филармония организует собственный фестиваль искусств "Русская зима", а спустя год впервые проводит и другой фестиваль - "Московские звёзды".

60-е годы - пора расцвета московской концертной жизни. Создан первый в стране ансамбль старинной музыки "Мадригал", во главе которого стоял композитор и клавесинист Андрей Волконский. Художественным руководителем и главным дирижёром Государственного симфонического оркестра СССР становится Евгений Светланов. Симфонический оркестр Московской филармонии впервые гастролирует в США, а в СССР с ответным визитом приезжает Кливлендский симфонический оркестр под управлением Джорджа Сэлла, а также Джульярдский квартет, впервые в стране гастролирует Лорин Маазель. Расширяется круг молодых солистов филармонии - на филармонических афишах появляются имена Николая Петрова и Владимира Крайнёва, Виктора Третьякова, Наталии Гутман, Виктории Постниковой, Владимира Спивакова, Олега Кагана, Гидона Кремера.

В 70-х-80-х годах Московская филармония регулярно представляет в Москве крупнейших музыкантов мира и ведущие симфонические коллективы. Так, в рамках "Дней английской музыки в Москве" проходят выступления Лондонского симфонического оркестра под управлением Бенджамина Бриттена с солистами - Питером Пирсом, Джоном Лиллом, Святославом Рихтером, Мстиславом Ростроповичем. В 1973 году в Москве дает концерт симфонический оркестр Сан-Франциско под управлением Сейджи Озавы. В 1977 году в Москве дебютирует Дитрих Фишер-Дискау, выступающий в ансамбле со Святославом Рихтером. В 1980 году солисты и коллективы Московской филармонии принимают участие в культурной программе ХХ летних Олимпийских игр в Москве. Памятные события тех лет - авторский вечер польского композитора Витольда Лютославского, появление в составе филармонии новых коллективов ("Академия старинной музыки", "Концертино"), легендарный концерт в Большом зале консерватории Владимира Горовица, гастроли Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты.

Новая эпоха в российской истории - 90-е годы - открывает для Московской филармонии новые рубежи. Вероятно, в самый трудный для российской культуры период - в начале 90-х годов - филармония представляет концерты Чикагского симфонического оркестра под управлением Георга Шолти, Израильского филармонического оркестра с Зубином Мета и Ицхаком Перльманом. Разнообразные фестивали ("Русская православная музыка", Фестиваль, посвящённый 50-летию образования Государственного квартета им. Бородина, Фестиваль, посвящённый 50-летию В.Третьякова, серия концертов к 850-летию Москвы) также являются характерной чертой этого десятилетия. В филармонические программы приходит молодое поколение исполнителей - среди них Евгений Кисин, Максим Венгеров и Вадим Репин.

Новейшая история Московской филармонии также богата событиями и именами. МГАФ остаётся одной из крупнейших в мире концертных организаций, в активе которой более 4 тыс. ежегодных концертов в столице, в регионах России и за рубежом.

Важнейшим событием рубежа столетий стало начало сотрудничества филармонического оркестра и народного артиста СССР Юрия Симонова, занявшего пост художественного руководителя и главного дирижёра Академического симфонического оркестра Московской филармонии в 1998 году. Последующее десятилетие показало плодотворность этого союза. За эти годы оркестр не только подтвердил, но и упрочил свою блестящую репутацию выступлениями в России и гастролями во многих странах мира, неизменно вызывая восторженные отклики.

Новый век открыл и новые страницы в истории Московской филармонии, обогатил её рядом новаторских идей и проектов. Значительно расширился круг выдающихся артистов и коллективов, принимающих участие в филармонических концертах. Только за последние три сезона в Москве по приглашение Филармонии побывали Венский филармонический оркестр с Даниэлем Баренбоймом, Берлинские "филармоники" с Саймоном Рэттлом и ансамбль "12 виолончелистов Берлинской филармонии", "Оркестр Артуро Тосканини" с Лорином Маазелем, Оркестр Баварского радио с Марисом Янсонсом, камерный оркестр театра La Scala, Лондонский симфонический с Валерием Гергиевым, композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий, выдающиеся солисты: П. Чьофи, М.-А. Амелин, А.Брендль, М.Поллини, П.Донохоу, Б.Дуглас, П.Чьофи, Суми Йо, Н. Михаэль... Самое активное участие Московская филармония приняла в проведении Года Франции в России (2010): по приглашению МГАФ в Москве выступили лучшие оркестры, дирижёры и солисты - Э.Гримо, Р.Казадезюс, Мюнг Вун Чунг, Оркестр Радио Франс, ансамбль Les Arts Florissants и многие другие. Особенно богаты артистами высочайшего мирового уровня абонементные циклы "Оперные шедевры", "Великие оратории" и "Звёзды мировой оперы в Москве".

Пополнилась фестивальная филармоническая палитра. С 2000 года проводится фестиваль "Посвящение Олегу Кагану", в 2005-м в афише появились "Девять веков органа" и "Виртуозы гитары". С большим успехом прошли фестивали в честь 70-летия со дня рождения А.Шнитке (2004), 100-летия Д.Шостаковича (2006), "Приношение Мстиславу Ростроповичу" (2008). Новое дыхание обрёл Фестиваль искусств "Русская зима", история которого насчитывает уже почти полвека.

Всё большее внимание уделяет Филармония и деятельности в России, взаимодействию с регионами. Уже несколько лет с успехом функционирует программа "Всероссийские филармонические сезоны", в рамках которой ведущие коллективы и солисты МГАФ посещают десятки городов - от Калининграда до Владивостока, ежегодно давая более 120 концертов. Это направление филармонической работы обогатилось и "обратной связью": на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского выступали лучшие симфонические оркестры России - из Омска, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска.

Особый акцент в 2000-х годах - на абонементную политику. С каждым годом увеличивается количество абонементных циклов, количество продаж абонементов ежегодно возрастает на 10 и более процентов. Всё это - результат огромной работы, которую проводит Филармония по привлечению аудитории, расширению филармонического пространства, созданию комфортных условий для любителей музыки.

Особенностью последнего филармонического десятилетия стало постепенное перенесение "центра тяжести" в концертной практике Московской филармонии на Концертный зал имени П.И. Чайковского. Он остается одним из центральных залов Москвы, на сцене которого уже не первый год проходят самые яркие и запоминающиеся проекты. Постоянно идёт работа над совершенствованием акустики КЗЧ, но и то, что уже сделано, по многим параметрам ставит этот зал в ряд лучших в России. Осуществленные в сезоне 2004-2005 годов качественные нововведения значительно изменили пространственную концепцию КЗЧ, в особенности сцены, расширили его творческие возможности (это касается, в частности, проведения масштабных проектов по концертному исполнению опер и ораторий). За прошедшие годы здесь прошли запоминающиеся исполнения "Пиковой дамы" Чайковского и "Тристана и Изольды" Вагнера, "Очарованного странника" и "Боярыни Веры Морозовой" Щедрина, "Четырёх девушек в голубом" Денисова, "Царя Эдипа" Стравинского, "Царской невесты" Римского-Корсакова, "Милосердие Тита" Моцарта, "Травиаты" Верди, "Алеко" и "Франчески да Римини" Рахманинова, "Кармен" и "Искателей жемчуга" Бизе, "Капулети и Монтекки" Беллини, "Ромео и Джульетты" Гуно, "Сорочинской ярмарки" Мусоргского, "Орландо" Генделя, "Орфея и Эвридики" Гайдна, "Идоменея" и "Дон Жуана" Моцарта, "Евгения Онегина" Чайковского, и др. Вместе с тем, Филармония многое делает для восстановления исторического облика зала Чайковского - одного из выдающихся памятников русской архитектуры ХХ столетия.

В декабре 2007 года в жизни Московской филармонии произошло знаменательное событие: открылся Камерный зал, расположенный в здании Концертного зала имени П.И.Чайковского. Благодаря этому залу значительно увеличился удельный вес современной музыки, в том числе самых актуальных ее течений, в филармонических концертных программах. Эта тенденция нашла своё наиболее яркое воплощение в фестивале "Другое пространство". В этом проекте была задействована ещё одна новая площадка: так называемый "Трюм Мейерхольда", располагающийся под первым этажом КЗЧ (именно здесь в 20-е годы прошлого века великий режиссёр проводил многие свои творческие эксперименты). Камерный зал стал важным звеном и в осуществлении Программы продвижения молодых исполнителей: здесь проходят концерты первого звена программы - "Филармонический дебют".

С каждым годом МГАФ все больше внимания уделяет детским проектам. К циклам таких прославленных лекторов, как Светлана Виноградова, Жанна Дозорцева и Наталия Панасюк, добавились "Классика - это классно!", "Хочу стать дирижёром", "Сказки с оркестром" в Концертном зале имени Чайковского, абонементы в камерных залах Филармонии. Все они пользуются неизменным успехом у публики.

Новое направление в работе Московской филармонии - менеджерская деятельность. Первые её плоды - заключение контрактов с солистами, для которых МФ становится эксклюзивным концертным агентом по России. Подобные формы сотрудничества представляются руководству Филармонии перспективными и будут продолжены.

Первое десятилетие XXI века отмечено и другими яркими и памятными событиями в истории МГАФ. Выдающиеся российские музыканты сотрудничают с Московской филармонией: это дирижёры Ю.Симонов, В.Федосеев, В.Гергиев, М.Плетнёв, В.Спиваков, М.Горенштейн, Г.Рождественский, П.Коган, В.Юровский, В.Полянский, Т.Курентзис, В.Синайский; пианисты М.Плетнёв, Э.Вирсаладзе, Д.Мацуев и Н.Луганский; альтист и дирижёр Ю.Башмет, виолончелисты А.Князев и А.Рудин. На филармонических афишах представлены ведущие музыкальные коллективы страны: в их числе Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, Государственная академическая симфоническая капелла России, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова, Государственный симфонический оркестр "Новая Россия", Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Симфонический оркестр Мариинского театра и др.; Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А. Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка, Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова и Камерный хор Московской консерватории во главе с Борисом Тевлиным, Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина; камерные оркестры - Государственный академический камерный оркестр России, "Вивальди-оркестр", "Виртуозы Москвы", "Московия", "Musica Viva", Камерный ансамбль "Солисты Москвы", ансамбль "Академия старинной музыки"; Концертный зал имени П.И.Чайковского по-прежнему остаётся главной сценой для выступлений таких прославленных коллективов, как ансамбли народного танца имени И.А. Моисеева, "Берёзка" имени Н.С. Надеждиной, Ансамбль песни и пляски имени А.В. Александрова, Оркестр русских народных инструментов ВГТРК, Национальный оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова, Хор имени М.Е. Пятницкого, лучшие детские коллективы - Ансамбль песни и пляски имени В.С. Локтева, танцевальный ансамбль "Калинка" и многие другие.

Среди самых ярких событий нового века - юбилеи Филармонии, торжественно отмечавшиеся музыкальной общественностью (80-летие в 2002 году, 85-летие в 2007-м), и выдающихся музыкантов: 80-летие Г.Гродберга и В.Берлинского, 75-летие Н.Штаркмана, 60-летие легендарного Квартета им. Бородина, Фестиваль "Софии - с любовью", посвящённый 80-летию Софии Губайдулиной (2011). В ряды восходящих филармонических звёзд постоянно вливаются новые таланты: В.Грязнов, А.Кобрин, А.Коробейников, С.Кузнецов, Е.Мечетина, Ф.Копачевский; скрипачи А.Баева, Н.Борисоглебский, П.Милюков, И.Почекин, М.Почекин; виолончелисты С.Антонов, Н.Ахназарян, А.Бузлов; гитарист Д.Илларионов и многие другие.

Оставаясь верной своим лучшим традициям, Филармония постоянно обновляет методы своей концертной работы, необходимые для полноценного существования в культурном пространстве Москвы и России и - шире - всего мира.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.