Михаил Голиков: оркестр капеллы "Таврическая" преодолеет любые высоты!
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Известный дирижёр, художественный руководитель оркестра капеллы "Таврическая" Михаил Голиков в интервью агентству "Ореанда-Новости" рассказал о грядущем юбилее коллектива, о планах оркестра и своих профессиональных "хитростях".
- Михаил, в этом году Капелла "Таврическая" отмечает своё трёхлетие. Будучи художественным руководителем коллектива, как Вы относитесь к этой цифре? Три года - это мало для оркестра, и пока никаких выводов делать не стоит, или это уже достаточно большой срок, чтобы говорить о каких-то успехах?
М.Г.: Наш оркестр, безусловно, молодой. Но за эти 3 года мы столько сделали, через столько прошли, что принимаем год за два. Наш оркестр - это, если можно так выразиться, настоящая боевая единица, как в профессиональном, так и в творческом смысле этого слова: он прочно стоит на ногах и готов к преодолению любых высот.
За эти 3 года мы провели огромное количество концертов по всей России и за рубежом, на следующий год мы планируем настоящий прорыв на большую московскую сцену, хотим выступать и в Кремле, и в Большом зале Консерватории, и в московской государственной филармонии. Поэтому я надеюсь, что в следующем году московская публика узнает о нашем оркестре и будет о нём говорить, по крайней мере, с интересом. По крайней мере, мы, со своей стороны, сделаем всё для этого.
А 7 декабря, в Санкт-Петербурге, мы будем отмечать День своего рождения в Таврическом дворце. На сцене обязательно будет присутствовать весь состав Капеллы "Таврическая" - это и Международный молодёжный симфонический оркестр, и камерный хор, и роговой оркестр под управлением Сергея Поляничко, и ансамбль старинной барочной музыки "Солисты Екатерины Великой" под управлением Андрея Решетина. Совместно с ними мы подготовим целый ряд интересных исторических сочинений, они станут предвестниками того исторического события, которое на будущий год будет отмечать вся страна и весь мир - это 400-летие дома Романовых. Прозвучат некоторые забытые сочинения эпохи 18 века - фрагменты музыки Осипа Козловского, который был капельмейстером при дворе Екатерины Великой, сочинения композитора Дегтярёва, одного из популярнейших композиторов 18 века. Состоится премьера сочинения С.М. Слонимского, посвящённого Капелле - "Приветственный кант" для хора и оркестра. Мы ожидаем огромное количество гостей, в числе которых будут и исполнители, и солисты, и композиторы, и актёры, и режиссёры, с каждым из которых у нас в будущем году планируются разные проекты.
- Расскажите об этих проектах…
М.Г.: Их очень много. Это и литературно-музыкальные программы при участии известных актёров, которые мы запускаем на различных площадках России и Европы. У нас уже сложился творческий тандем со Светланой Николаевной Крючковой. Он обязательно продолжит своё существование, потому что у нас много планов. Это вечера, посвящённые поэзии М.Цветаевой, А.Ахматовой, стихам Гарсии Лорке в сочетании с латино-американской музыкой. Очень бы хотелось, чтобы к нам присоединились и другие известные актёры - Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Ольга Будина. Мы также любим выступать в жанре "кроссовер" - это сочетание классики и рока, классики и джаза. Мы довольно плотно сотрудничаем с Игорем Бутманом, Анатолием Кальварским, Давидом Голощёкиным. Получается просто блестяще! Джаз и классика - это превосходное сочетание. А оркестранты всегда с удовольствием принимают участие в таких программах, потому что это даёт им возможность какой-то импровизации, творческого всплеска. И, к тому же, я считаю это направление наиболее важным в популяризации классической музыки, потому что многие молодые слушатели не могут сразу же воспринимать живой оркестр с академическим, филармоническим репертуаром, их нужно знакомить с оркестром с другой стороны, и такие проекты как раз нацелены на это.
- Михаил, в Петербурге все знают, что такое Таврический дворец, и, соответственно, догадываются, что такое Капелла "Таврическая". А не возникают ли сложности с объяснением в других регионах?
М.Г.: Безусловно возникают. Далеко не все знают Таврический дворец. Вы правильно заметили, что в Петербурге с этим проблем нет, а вот в регионах приходится объяснять. Но нам помогает то, что хоть Таврический дворец и не такой известный во всей России, то уж князя Григория Потёмкина знают все. А ведь он получил статус князя Таврического, одержав победу в Крымской войне, завоевав Таврию и вернув её в состав Российской Империи. Все, конечно, сразу вспоминают историю, и всё становится на свои места. Правда, тут же возникают другие вопросы: "А что тогда в репертуаре у вашего оркестра - музыка эпохи Григория Потёмкина и Екатерины Великой?".
Да, действительно, воссоздав этот оркестр мы стремились частично раскрыть забытые страницы истории музыки российской. Мы уделяем этому достаточно много внимания, стараемся заново представлять публике те жанры, которые существовали в придворной музыке 18 века, поэтому мы с удовольствием сотрудничаем с роговым оркестром. Но не только этим живёт Капелла "Таврическая". Всё-таки наш оркестр совсем юный, и состоит он из молодых людей, которые горят желанием выразиться в романтической музыке 20 века и очень часто мне приходится слышать от музыкантов, что им хотелось бы играть и Чайковского, и Рахманинова, и Брамса, и Вагнера, поэтому мы, безусловно, включаем эту музыку в репертуар, стараемся ею жить и благодаря ей развиваться, потому что именно такая музыка даёт возможность профессионального становления коллектива.
- Есть ли у вас, как у дирижёра, свои профессиональные хитрости?
М.Г.: Конечно, есть! Прежде всего, это хитрость, связанная с составлением репертуара. Почему на наших концертах так трудно заскучать? Потому что я стараюсь составлять программу таким образом, чтобы в основу её легли произведения разных жанров. Существуют разные композиции: есть тихие, спокойные мелодии, которые заставляют задуматься, помечтать, уйти в себя, а есть взрывные, экспрессивные композиции, которые трогают до глубины души, взбудораживают, заставляют переживать. В этом и есть хитрость - в сочетании разных жанров и разных композиторов. А так как публика сейчас не такая подготовленная, какой она была, например, в советские времена, то приходится её заинтересовывать, учить, воспитывать. Поэтому часто, в завершение программы, мы исполняем произведения ярких современных авторов конца 20 века, таких как Бернстайн, Шостакович, Гершвин. Они популярны и просты для восприятия. От таких сочинений у людей ноги сами идут в пляс, а когда их заводят сами музыканты, которые встают и начинают танцевать прямо во время исполнения, это всегда оказывает очень яркое и неповторимое впечатление!
Кристина Филиппова,
специально для РИА "Ореанда-Новости"
Комментарии