Михаил Аркадьев: "Это был неподдельный успех"
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 29 октября фортепианный цикл Генина Seven Melodies for the Dial / Семь мелодий для циферблата наконец прозвучал в Москве, в Камерном зале ММДМ. Это был неподдельный успех. Музыка цикла не просто сложна, она изощрена, и при этом на ней лежит странный в своей притягательности отпечаток высокой простоты и ясности. Как, и почему это так происходит в принципе совершенно НЕ понятно. Но, как и всякая тайна, это и не нуждается в разгадывании, но только в прислушивании.
Генин обладает своим собственным глубоко пережитым фортепианным стилем, особым тонким и при этом бесстрашным отношением к пианистической фактуре. Это, несомненно, стиль постромантический, но одновременно возможный только в 20-21 веках. Композиторский интеллект Генина невероятно высок, но этот интеллект полностью сгорает в пламени музыкально-экзистенциальных переживаний, катастроф и тонких экспрессивно-эмоциональных стереофонических событий. После погружения в мир "Циферблата", уже невозможно выйти из зала тем, чем был до того.
Композитор не рассказывает о времени, он его творит, лепит как скульптор, даёт ему первичное существование, заставляет нас подчиниться его опасному потоку, ощутить его безжалостную сокрушительную силу и не менее безжалостную и хрупкую нежность.
Генин подобно Малеру, но совершенно иными средствами, строит целый мир: мир расколотый изнутри самим присутствием лезвия времени, и одновременно сшиваемый непрерывным пульсом. Внутренний раскол мира, зияющие разрывы времени нужны здесь потому, что иначе и невозможно ощутить дыхание вечности. Как реальность всё это стало возможным благодаря выдающемуся исполнительскому дару Ольги Домниной. Домнина не только выучила наизусть этот сверхсложный и огромный текст, что само по себе является исполнительским подвигом, но и совершенно свободно чувствует себя в сложнейшей канве этих глубинных переживаний, этих страстей, картин, взрывов и состояний, всё это в атмосфере глубокой сосредоточенности, и внутреннего служения стихии музыки. Ничем другим как завороженностью я не могу назвать состояние аудитории в первом отделении, где звучала эта трагико-ироничная фортепианная мистерия Владимира Генина. Все слушатели понимали, что происходит нечто из ряда вон выходящее, что такого никто из нас раньше не слышал, и Домнину долго не отпускали…
Транскрипция Генина для фортепиано цикла оркестровых пьес Свиридова "Время вперёд!" - несомненно, событие в истории фортепианных транскрипций вообще. Все качества богатейшего и симфоничного рояля Генина и вся полнота партитуры Свиридова здесь проявили себя в полной мере. Сделано рукой мастера - сильно и виртуозно. Хочу обратить внимание на особое прочтение Гениным самой непопулярной пьесы сюиты - "Ночь", предшествующей знаменитой страшной и экстатической Румбе. "Ночь" зазвучала у Генина в великолепном колористическом и свободном исполнении Домниной как высокая мистика, и все внимательные слушатели оценили внутреннюю отсылку к медитативным частям "Циферблата", благодаря чему весь концерт приобрёл свою форму и парадоксальную "открытую завершённость", что и свойственно Времени как стихии, и главному герою концерта.
Премьеру же сыгранного Домниной гениального фортепианного цикла Генина я лично считаю историческим событием, и, как многие события такого рода, подлинное его значение прояснится с течением того самого неумолимого Времени, которому посвящено сочинение Генина.
Михаил Аркадьев, доктор искусствоведения, дирижёр
Комментарии