Мариинский театр готовит первую премьеру 233-го сезона
Именно с этой оперой Чайковский дебютировал на Мариинской сцене в 1874 году. Для режиссера, работающего над спектаклем, «Опричник» - тоже первая работа на этой сцене. Постановку оперы, не звучавшей в Мариинском почти 100 лет - с 1917 года, готовят маэстро Валерий Гергиев, режиссёр Виктор Высоцкий, художник Юлия Гольцова и хореограф Константин Чувашев.
«Мы не делаем историческую постановку. Власть и аппарат насилия всегда безнравственны. Во все времена существовал сыск. Можно понять, почему эту оперу редко ставили в советское время, уж слишком прямые аллюзии возникали бы - вступать в партию или нет. Кстати, гражданское общество, представленное в драме Лажечникова ярче, чем существует сейчас», - говорит о будущей премьере режиссёр-постановщик.
За сюжет трагедии Ивана Лажечникова Чайковский взялся после того, как уничтожил «Ундину» и «Воеводу» - свои первые опыты в оперном жанре. Дуэт из «Ундины» сейчас знаком нам как Белое адажио из «Лебединого озера», а музыка «Воеводы» звучит в первом акте «Опричника».
Раннее творение Чайковского считают слабой и недостойной его поздних шедевров, оттого на театральных сценах она появляется крайне редко. Однако в несовершенной партитуре спрятаны настоящие жемчужины, которые за разговорами о «раннем» и «слабом» принято не замечать. Здесь немало трагических и даже страшных страниц: Чайковский «Пиковой дамы» и Чайковский «Опричника» не равны по мастерству, но думают и говорят - на одном языке.
Комментарии