Мариинке дали "Оскара" в Канаде
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. После 25-летнего перерыва Мариинка привезла в Торонто "Лебединое озеро", бесспорный шедевр классической хореографии. С 1 по 6 марта на сцене Сони-Центра, крупнейшего культурного центра Канады, прошло шесть спектаклей, сопровождавшихся аншлагами.
Гастроли неожиданным образом совпали с вручением "Оскара" Натали Портман за главную роль в фильме "Чёрный лебедь". Канадские критики проводят параллели между фильмом Даррена Аронофски и знаменитой Мариинской версией балета.
Дана Глассман, обозреватель газеты "Нэшнл пост", отмечает "гипнотическую силу" Мариинского "Лебединого озера" и предлагает вручить вторую статуэтку "Оскара" Чёрному лебедю в исполнении Виктории Терёшкиной. Её партия Одетты-Одиллии "была самым лучшим из тех, которые мне когда-либо довелось увидеть", - утверждает Глассман. "Одетта Терёшкиной - это совершенная комбинация хрупкости и силы. Её лицо намеренно остаётся безразличным, тогда как элегантно изогнутая стопа, удлинённые конечности и гибкая спина передают множество эмоций. Она двигается безупречно точно, наполняя музыку утончёнными растяжками и выразительно-глубокими прогибами назад… Не менее обворожительна Терёшкина в партии невозмутимо-хитрого Чёрного лебедя - Одиллии. Она мастерски исполняет знаменитые фуэте - вершину балетного мастерства - и искромётную серию быстрых вращений в виде нескольких туров пике на пуантах".
Критик отмечает, что в постановке Мариинского театра акцент делается, главным образом, на женских партиях, в отличие от трактовки "Лебединого озера" Джеймса Куделки, которую он создал для Национального балета Канады, где на первый план выходит мужской ансамбль.
В статье подчёркивается "чистое техническое исполнение" Владимира Шклярова в партии Зигфрида, а также отмечается "живо исполненное па-де-труа из Первого акта и серия красочных характерных танцев в Третьем акте". Особое внимание уделяется "ошеломляюще красивому женскому кордебалету", который олицетворяет русскую балетную школу. "С 1783 года Мариинский был законодателем мод в области классического балета, высоко подняв планку для других мировых балетных компаний. Именно в этом театре танцевали легендарные Михаил Барышников, Рудольф Нуреев и Наталья Макарова", - резюмирует Глассман, отмечая, что в отличие от северо-американских танцовщиц балерины Мариинки "двигаются как единое целое, выразительно используя верхнюю часть тела - корпус и руки… Даже самое маленькое движение - простое тандю - у них дышит поэзией".
Торонтская газета "Стар" присудила "Лебединому озеру" Мариинки высшую оценку, назвав "титульную" постановку театра "поэзией в движении".
В рецензии Майкла Крабба все внимание отдано кордебалету. "Какими бы ослепительными не были его звёзды, основой любой крупной классической балетной компании является женский кордебалет", - пишет обозреватель. "Общая выразительность кордебалета настолько же необходима для создания целостного впечатления, как выступление ведущих солистов...".
И далее: "Этот в высшей степени вышколенный ансамбль - лишний раз демонстрирует, почему старые балеты до сих пор способны трогать современные сердца… А что касается поэзии в движении, то в этом танцовщицам великого Мариинского балета нет равных".
"Ни один балетоман не должен пропустить эту постановку" - так звучит заголовок ежедневной газеты "Нау". Автор рецензии Глен Суми снова обращается к теме вручения "Оскара": "Это тот самый балет, который помог Натали Портман выиграть её "Оскара", с тем отличием, что в постановке Мариинского театра нет летящих во все стороны перьев, избитых в кровь пальцев на ногах и потасовок между девочками. Вместо современных параллелей зритель может насладиться техническим совершенством и верностью балетному материалу".
Лебединые сцены во Втором акте названы образцом "гармонии в движении", а Одетта-Одиллия Ульяны Лопаткиной признана выдающейся. Лопаткина "словно парит в воздухе, её руки подобны ивовым ветвям, редкие вздрагивания и пронзительный взгляд (в тот момент, когда она впервые встречается с Зигфридом) передают образ настоящего лебедя. Па-де-де Одиллии и Зигфрида - это картина романтической изысканности, когда Одетта нежно растворяется в объятиях принца во всей своей невинности, чувственно пробуждаясь"… "А её взрывная череда фуэте (партия Одиллии) полностью драматически оправдана, это грубое самолюбование направлено на то, чтобы соблазнить Зигфрида. Лопаткина исполняет повторяющиеся движения с потрясающим мастерством, а Корсунцев не уступает ей в серии великолепных прыжков, передающих радость его героя".
Критики выражают надежду, что нынешние гастроли Мариинского театра положат начало более частым визитам прославленной труппы в Канаду.
Комментарии