Людмила Голуб и Ольга Ивушейкова исполнят необычную программу
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 4 ноября 2010 года, в четверг в 19.00 в Малом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт "Bach Vater und Sohn" "Annum per Annum".
Исполнители: Людмила ГОЛУБ (орган), Ольга ИВУШЕЙКОВА (флейта)
В программе:
I отделение
"Bach Vater und Sohn"
- И.С. БАХ - Хоральная прелюдия "Waher auf, ruft uns die Stimme", BWV 645
- Соната для флейты и basso continuo ми мажор, BWV 1035
- Пассакалья, BWV 582
- К.Ф.Э. БАХ - Соната соль минор для органа, Wq 70
- Три маленькие пьесы для органа в часах, Wq 193
- Соната для флейты и basso continuo соль мажор ("Гамбургская"), Wq 133
II отделение
"Annum per Annum"
- ПЯРТ - "Annum per Annum" ("Год за годом")
- КАГЕЛЬ - "Rrrrrrrr" (радиофантазия)
- БЕРИО - Секвенция для флейты соло
- ЛИГЕТИ - "Volumina" ("Объёмы")
Удивительный вечер ожидает всех, кто придёт на концерт 4 ноября в Малый зал Консерватории. Известные музыканты - органистка Людмила Голуб и флейтистка Ольга Ивушейкова - подготовили оригинальную программу, в которой музыка восемнадцатого века будет соседствовать с образцами века двадцатого.
Первое отделение концерта, озаглавленное "Bach Vater und Sohn", представит творения двух Бахов: великого Иоганна Себастьяна и его сына Карла Филиппа Эммануэля. Первым и единственным учителем музыки Филиппа Эммануэля был отец, который, впрочем, не считал нужным специально готовить к карьере музыканта сына-левшу, игравшего только на клавишных инструментах. Однако современники по достоинству оценили творчество "гамбургского" Баха, а главную его заслугу видели в создании "выразительного" или "чувствительного" стиля клавирной музыки, созвучного художественной атмосфере "Бури и натиска".
Своеобразным камертоном ко II отделению послужит сочинение Арво Пярта "Annum per Annum". Простота и гармоничность его музыки особенно точно отвечают духовным исканиям современного человека, своими негромкими простыми созвучиями она даёт успокоение и отдохновение от разнообразия и суеты, помогая обрести желанный внутренний покой. Вслед за "Annum per Annum" прозвучит радиофантазия "Rrrrrrrr" Маурисио Кагеля - одной из ключевых фигур послевоенного музыкального авангарда. Сочинение это примечательно тем, что обращено к… несуществующим воспоминаниям слушателя. По словам автора, "слушатель постоянно находится в ситуации узнавания, он не сомневается, что это он слышал - но он этого никогда не слышал. Это парфюм истории музыки, я сочиняю с помощью этого запаха". Далее прозвучит флейтовая секвенция Лучано Берио, первая в этом жанре, к которому композитор обращался на протяжении 40 лет. А в завершение вечера прозвучат "Объёмы" Лигети, признанного мастера звукокрасочной утончённой микрополифонии и статических композиций, которые сам автор сравнивал с "широкоразветвлёнными лабиринтами, заполненными звучаниями и нежными шумами".
СПРАВКА
Людмила ГОЛУБ закончила Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского по классу фортепиано, органа и клавесина у профессора Л.И. Ройзмана. Посещала мастер-классы М. Шапюи, А. Изуара, Л. Тальявини.
Л. Голуб выступает с сольными концертами в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России и ближнего зарубежья. Выступала с концертами в Германии, Франции, Великобритании, Финляндии, Чехии, Словакии, в том числе в крупнейших соборах Европы - Святого Павла в Лондоне, в церкви Мадлен и Нотр-Дам де Пари в Париже и других.
Участвует во многих российских и международных фестивалях, в числе которых: "Русская зима", "Московские звёзды", "Альтернатива", фестиваль имени Баха в Западном Берлине, "Эдинбургский", фестивали в Хельсинки (Финляндия), "Сакро-Арт" в Локкуме (Германия) и "Музыка из стран Восточной Европы" во Фрейбурге (Германия), Фестиваль органной и камерной музыки во Вроцлаве и др.
Л. Голуб сотрудничает со многими оркестрами и камерными ансамблями. Она играла под руководством П. Булеза, И. Менухина и Е. Светланова, постоянно выступает с Г. Рождественским, П. Коганом, В. Федосеевым, М. Горенштейном, М. Плетнёвым, В. Синайским, А. Лазаревым, В. Полянским, А. Рудиным и другими дирижёрами.
Органный репертуар Л. Голуб включает большую часть сочинений Баха, а также все сочинения Брамса, Моцарта, большое количество сочинений Франка и французских романтиков, сочинения для органа с оркестром Генделя, Сальери, Хиндемита, Пуленка, Кшенека. Особый интерес Голуб проявляет к музыке ХХ века, являясь первой исполнительницей в России многих сочинений Айвза, Мессиана, Лигети, Жоливе.
Неотъемлемую часть репертуара органистки составляют сочинения отечественных композиторов - Шостаковича, Шнитке, Губайдулиной, Денисова, Слонимского, Щедрина, Кнайфеля, Екимовского, Раскатова, Вустина, Кривицкого, Мансуряна и других современных авторов.
Людмила Голуб исполняет большое количество сочинений для хора и органа, среди которых: три мессы и литургия Гречанинова, месса Дворжака, сочинения Мендельсона, Айвза, Франка, Пуленка, Брамса и других композиторов.
В репертуаре Людмилы Голуб много ансамблевых программ - музыка для скрипки и органа, для виолончели и органа, тромбона и органа, гобоя и органа, фагота и органа, трубы и органа, ударных и органа. Среди её партнеров - известные исполнители, такие как Н. Петров, И. Монигетти, Г. Фейгин, М. Лубоцкий, М. Тарасова, А. Князев, А. Уткин, А. Иков, А. Скобелев, В. Снегирёв, М. Пекарский.
Большое внимание артистка уделяет работе в фортепианном дуэте с пианистом Тиграном Алихановым, с которым исполнила весь классический и современный репертуар этого жанра. В 1994 году в дуэте с Николаем Петровым она исполнила программу "Французская музыка для фортепиано и органа", включающую оригинальные сочинения Франка, Сен-Санса, Видора, Дюпре, Лангле. Газета "Музыкальное обозрение" в 1995 году назвала эту программу "Лучшей программой года".
Органистка имеет большое количество записей на компакт-дисках (фирмы Chandos, Le Chant du Monde, Hyperion), а также на радио и ТВ.
В 2002 году Л. Голуб присвоено звание "Заслуженная артистка России".
Ольга ИВУШЕЙКОВА родилась в Москве. Окончила Среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (классы Н.Д. Селезнёвой, М.И. Каширского, А.В. Корнеева). В это же время занималась у Л.И. Мироновича. Окончила Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку (класс Ю.Н. Должикова), в 2004 г. - аспирантуру Высшей школы музыки им. Ф. Мендельсона в Лейпциге (Германия) (в классе профессора Б. Чалога занималась изучением аутентичного исполнительства на траверсфлейте). Совершенствовала своё мастерство на мастер-классах у А. Адориана (Праад, Франция), М. Кофлера (Австрия), В. Хазельзета (Кётен, Германия), К. Хюнтеллера (Мюнстер, Германия).
О.Ивушейкова - лауреат I премий Всероссийского (Ленинград, 1987) и Всесоюзного (Хмельницкий, 1987) конкурсов исполнителей на деревянных духовых инструментах и обладательница приза как самая юная участница. Получила специальный приз за яркое индивидуальное исполнение на международном конкурсе флейтистов в Схевенингене (Нидерланды, 1988), лауреат Международного конкурса им. Ван Вассенаера в Гааге (Нидерланды, 1995).
В 2002 - 2004 гг. - стипендиат немецкой службы академических обменов (DAAD).
Большое внимание О. Ивушейкова уделяет преподавательской деятельности: с 1997 г. она преподаёт современную и старинную флейты на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, с 2005 г. - доцент. Также, с 2005 г. преподаёт в Средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных.
В разные годы Ивушейкова была солисткой оркестра Московского Баховского центра, Симфонического оркестра радио и телевидения под управлением А. Михайлова, выступала на барочной и классической траверсфлейте в составе Ансамбля старинной музыки Московской консерватории под руководством А. Любимова и Н. Кожухаря, сотрудничает с Лейпцигским барочным камерным оркестром, в составе которого участвует в исполнении сочинений И.С. Баха ("Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею", "Рождественская" и Пасхальная" оратории, Месса си минор). Также сотрудничает с оркестром "Musica Viva" под управлением А. Рудина и Академией старинной музыки под руководством Т. Гринденко. С 2004 г. Ивушейкова - солистка оркестра "Pratum Integrum" - первого аутентичного оркестра в России под руководством П. Сербина.
Участвовала в музыкальных фестивалях "Neues Musikforum" (Австрия, 1991, 1992), фестивале в Санкт-Галлене (Австрия, 1995), фестивале "Villa Musika" (Германия, 1996), Фестивале И.С. Баха (Стамбул, 2001), фестивалей "Москва Модерн", "Альтернатива", "Диалог", "Московская осень" и др.
О. Ивушейкова выступает с такими исполнителями как Т. Алиханов, А. Любимов, Т. Гринденко, Н. Гутман, А. Галковский, М. Пекарский, М. фон Эгмонт, В. Кёйкен, М. Понсееле, Ян де Винн, А. Бернардини, известными аутентичными исполнителями в Европе.
Гастролирует во многих странах Европы (Швейцария, Великобритания, Австрия, Нидерланды, Германия). Одновременно ведёт самостоятельную концертную деятельность. Регулярно выступает на современной и старинной флейтах с программами в Рахманиновском зале Консерватории. Выступает с сольными номерами в Большом зале Консерватории, Концертном зале имени Чайковского с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии, Симфоническим оркестром радио и телевидения.
В репертуаре флейтистки - сочинения всех стилей и жанров. Осуществила ряд записей в архив Гостелерадиофонда и на компакт-дисках (произведения "классического" репертуара флейтистов и произведения современных композиторов И. Мирзоева, Э. Денисова, А. Мельникова, А. Пярта, Ж. Ибера, Ч. Айвза, А. Николаева, П. Карманова и многих других).
Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.
Комментарии