Концерт в Консерватории позволит "прикоснуться к реальности"
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 4 февраля 2010 года, в четверг в 19.00 в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И.Чайковского состоится концерт абонемента №26 "Выйти за пределы, прикоснуться к реальности" - "Отражения Ничто". Проект Алексея Любимова.
Исполнители:
- Марина КАТАРЖНОВА (скрипка)
- Татьяна ФЕДЯКОВА (альт)
- Павел СЕРБИН (виолончель)
- Алексей ЛЮБИМОВ (фортепиано)
- Иван БУШУЕВ (флейта)
- Наталия ЧЕРКАСОВА (фортепиано, челеста)
- Дмитрий ВЛАСИК (вибрафон, колокольчики)
В программе:
- БАТАГОВ - "Четыре попытки услышать пустоту" из цикла "Колесо учения" (Российская премьера)
- Явления и пустота
- Ясность и пустота
- Блаженство и пустота
- Ум и пустота
- ФЕЛДМАН - "Crippled Symmetry" ("Сбитая симметрия") для трёх исполнителей (Российская премьера).
Новый концерт абонемента "Выйти за приделы прикоснуться к реальности", идея которого принадлежит пианисту, профессору Алексею Любимову, посвящено двум композиторам-минималистам - Антону Батагову и Мортону Фелдману. Сочетание этих имён - не случайность, так как Антон Батагов часто исполнял музыку своего американского коллеги и его композиторское становление происходило не без влияния Фелдмана.
Мортон Фелдман создал композицию "Сбитая симметрия" в 1983 году. В этом сочинении, длящемся около 90 минут, использованы мелодика и принципы развития турецкой раги. Три исполнителя играют на нескольких инструментах: флейте и басовой флейте, колокольчиках и вибрафоне, фортепиано и челесте.
Антон Батагов - известный композитор и пианист, лауреат международных конкурсов, один из ярчайших представителей русского постминимализма. Родился 10 октября 1965 года в Москве. Закончил Московскую консерваторию.
В дискографии музыканта, насчитывающей на данный момент уже более 30 компакт-дисков, представлены сочинения различных жанров, а также записи классической и современной музыки. В его творчестве практически отсутствует граница между понятиями "сочинение" и "исполнение", и любые пласты звуковой культуры - от древних ритуальных практик до рок-поп-культуры и виртуальных технологий - органично сплетаются в единое целое. Колокольный звон, дух народных песен и сурового пения староверов неразрывно связаны в сочинениях Батагова с отзвуками классического минимализма, моторным пульсом раннего советского авангарда и неувядающим рокерским драйвом. Работы А. Батагова получают неизменно высокую оценку российской и зарубежной критики. В 1997 году журнал "Итоги" назвал его "одной из самых значимых и необычных фигур русской современной музыки". О записи "Искусства фуги" Баха, сделанной в 1993 году, знаменитый американский музыковед Ричард Костеланец написал: "Это самая ошеломляющая интерпретация Баха со времён Гульда". В 2009 году А. Батагов был удостоен престижной премии "Степной волк" в номинации "музыка года".
А. Батагов - автор музыки к ряду кинофильмов, в том числе: "Женская роль" (режиссёр Иван Дыховичный, 1994), "Музыка для декабря" (режиссёр Иван Дыховичный, 1994), "Незнакомое оружие или крестоносец-2" (режиссёр Иван Дыховичный, 1998), "U" (режиссёр Татьяна Данильянц, 2000), "Копейка-2" (режиссёр Иван Дыховичный, 2002), "Время перемен" (режиссёр Олег Хайбуллин, 2003), "Фрески сна" (режиссёр Татьяна Данильянц, 2005), "Пленники терпсихоры-2" (режиссёр Ефим Резников, 2006), "Вдох-выдох" (режиссёр Иван Дыховичный, 2006), "Тень отца"(режиссёр Фархот Абдуллаев, 2007). По мнению авторитетного нью-йоркского критика Джона Шейфера, "прослушивание двух с лишним часов киномузыки Антона Батагова, вошедшей в альбом Music for Films (2005) - это переживание, способное изменить жизнь".
А. Батагов также является создателем музыкального оформления следующих российских телеканалов: НТВ, НТВ+ (5 каналов), ТНТ (1997-98), РТР (1999–2000), Культура (2002-09), Домашний (2005-06), СТС (2005-07), Звезда (2007-09) (в общей сложности более 2000 композиций). Телевизионные работы отмечены российскими и международными премиями.
С 1989 по 1996 год А. Батагов был художественным руководителем ежегодного международного фестиваля современной музыки "Альтернатива".
С 1997 года принципиально отказался от концертных выступлений и работает в студии.
Духовной основой сочинений Батагова конца 90-х - начала 2000-х гг. стала буддийская философия и практика. В 2005-06 гг. он перевёл на русский язык две книги: "Так называемый Я" и "Фонарь, освещающий путь". В этих книгах собраны наставления, данные западным и российским ученикам выдающимися тибетскими ламами XX века.
Композиция "Колесо учения" (2002) создана именно в эстетике буддизма. Оно состоит из трёх самостоятельных частей (томов, как обозначил сам композитор), и ему предпослан философский эпиграф: "До тех пор, пока ты не распознаешь присутствующего в твоём уме Будду, нирвана будет сокрыта от тебя. Хотя Мудрость нирваны и Невежество сансары кажутся двумя различными состояниями, они на самом деле неделимы. Принимать их иначе есть заблуждение…" (Гуру Падмасамбхава. Самоосвобождение благодаря видению обнажённой осознанностью). В концерте прозвучат пьесы из второго тома "Колёса учения".
Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.
Комментарии