"Концерт с сюжетом" в СПб Филармонии посвятят мифу о Прометее
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 7 декабря 2010 года, во вторник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича состоится второй концерт абонемента "Концерты с сюжетом". Он будет посвящён мифу о Прометее, прозвучат сочинения:
- БЕТХОВЕН - музыка балета "Творения Прометея"
- ЛИСТ - симфоническая поэма "Прометей"
- СКРЯБИН - поэма огня "Прометей".
Исполнители: Академический Симфонический Оркестр филармонии и оперный хор Михайловского театра выступят под управлением Владимира АЛЬТШУЛЕРА, солист - Николай МАЖАРА (фортепиано), расскажет о сюжетах - Самуил ЛУРЬЕ.
Три разных "Прометея" предстанут перед слушателями этого концерта: "Прометей" классический, "Прометей" эпохи романтизма и "Прометей" из мира русских символистов.
Создание балета "Прометей" Л.ван Бетховена совпало с годами правления императора Леопольда II, когда балетные представления стали весьма популярны в Вене, благодаря усилиям французского балетмейстера и танцовщика Жана-Жоржа Новерра (1727-1810). Его стиль, более простой, нежели богатый декорированием итальянский, как нельзя лучше соответствовало стилю Бетховена, и когда в 1801 году последнему была заказана музыка к балету на сюжет мифа о Прометее, он создал великолепную партитуру, не уступающую по своим достоинствам другим его сочинениям.
Спустя несколько лет Бетховен заметил в одном из писем, что музыка должна высекать огонь из человеческой личности. Это наводит на мысль, что, возможно, Бетховен видел в личности Прометея, принёсшего духовный огонь людям, самого себя.
Симфоническая поэма "Прометей" Ференца Листа изначально создавалась как увертюра к пьесе "Освобождённый Прометей" И. Гердера. Этот "Прометей" родился примерно за полвека до скрябинского.
"Прометей" Скрябина, или "Поэма огня" (1910 г.) - сочинение для большого симфонического оркестра и фортепиано, с органом, хором и световой клавиатурой - является одним из самых значительных произведений Скрябина. "Мифотворчески" настроенные современники Скрябина, поэты символисты наделяли огонь важным символическим значением. Стихия огня представлена у Скрябина и фортепианными вещами "Поэмой огня", поэмой "К пламени", и несёт в себе элемент заклятия. Скрябин писал "Поэму огня", исходя из художественно-философских течений своего времени, так что её связь античным сюжетом носит скорее уже внешний характер.
Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.
Комментарии