ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 17 апреля 2014 года, в четверг в 19.00 в Малом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт абонемента №6 "Памяти Татьяны Петровны Николаевой" (к 90-летию со дня рождения и 20-летию со дня кончины).

Исполнители: Марина ЕВСЕЕВА (фортепиано), Александр ЗАГОРИНСКИЙ (виолончель), Наталья ЗАГОРИНСКАЯ (сопрано), Мария ЛАЗАРЕВА (скрипка)

В программе:
- ЧАЙКОВСКИЙ - Три пьесы из цикла "Времена года" (Транскрипция для фортепианного трио А. Гедике)
                              - Шесть романсов
                              - "Размышление", соч.72. Переложение для виолончели и фортепиано
                              - Pezzo capriccioso, соч.62
- НИКОЛАЕВА - Поэма для виолончели и фортепиано
- ЧАЙКОВСКИЙ - Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ля минор "Памяти великого художника", соч.50


Татьяна НИКОЛАЕВА (1924-1993) - уникальная личность в истории российской музыки, сочетавшая разные грани профессии музыканта. Выдающаяся пианистка, она стремительно "ворвалась" в артистический мир, включив в 1947 году в программу дипломного экзамена все 48 прелюдий и фуг Баха. С той поры и до ухода из жизни в 1993 году Татьяна Николаева поражала масштабностью идей, необычным репертуарным вектором, где преобладали сложнейшие фортепианные циклы. "Моё увлечение циклами, - говорила некогда пианистка, - это отнюдь не гигантомания, а возможность проникнуть в мир композитора, объять его целиком, глубже почувствовать, понять". О Николаевой-пианистке писали: "сильная, впечатляющая исполнительская индивидуальность, в игре которой высокая культура и точное мастерство сочетаются со свободой и артистичностью художественного выражения".


В 1950 году Николаева заканчивает и композиторский факультет Консерватории: среди её учителей - Б.Н. Лятошинский, В.Я. Шебалин; Е.К. Голубев. За успехи, достигнутые в музыкальной деятельности, имя её заносят на мраморную Доску почёта Московской консерватории.

"Это, конечно, очень непросто - делить себя между творчеством и регулярной концертно-исполнительской практикой, - делилась Николаева. - Вспоминаю свою молодость, это был непрерывный труд, труд и труд... Летом я в основном сочиняла, зимнее время почти всецело отдавала роялю. Но как же много дало мне это сочетание двух видов деятельности! Уверена, что своими результатами в исполнительстве я в значительной мере обязана именно ему. Сочиняя, начинаешь понимать такие вещи в нашем деле, которые человеку не пишущему понять, пожалуй, не дано. Мне сейчас, по роду моей деятельности, постоянно приходится сталкиваться с исполнительской молодёжью. И, знаете ли, послушав иной раз начинающего артиста, я почти безошибочно могу определить - по осмысленности его трактовок - причастен он к сочинению музыки или нет".

Наконец, Николаева-педагог, с 1958 года и до конца жизни преподававшая в альма-матер. Среди её учеников - М. Петухов, М. Евсеева, А. Батагов, Т. Пикайзен, Н. Луганский…
Благодарные ученики в этом сезоне играют в честь Учителя, вспоминая и её уроки, и её музыку, и её заветы в искусстве.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.