Концерт "В зеркале жанра" посвятят поэме
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 26 февраля 2012 года в 15.00 в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича дневной концерт абонемента "В зеркале жанра" посвящён поэме.
Академический симфонический оркестр филармонии выступит под управлением Святослава ЛЮТЕРА. В концерте принимает участие хор Михайловского театра, солисты: Александра КОРОБКИНА (скрипка), Анна НЕЧАЕВА (сопрано), Станислав ЛЕОНТЬЕВ (тенор), Александр МОРОЗОВ (бас).
В программе:
- СЕН-САНС - "Пляска смерти", симфоническая поэма
- СВЕТЛАНОВ - Поэма для скрипки с оркестром
- РАХМАНИНОВ - "Колокола", поэма для солистов, хора и оркестра.
На сей раз в зеркале жанра - поэма. Родоначальником этого жанра в музыке считается Ференц Лист, который писал музыку преимущественно для фортепиано, его симфоническое мышление было новым и революционным для своего времени. Господствующему со времён венского классицизма разделению частей Лист противопоставил сквозное развитие, эпическое полотно образного содержания.
Французский композитор Камиль Сен-Санс, младший современник Листа, продолжил искания своего кумира. Впрочем, на него повлияла и типично французская тенденция к программности, и, продолжая тему, поднятую ещё Листом, "Пляску смерти" с её мистикой и трагизмом, Сен-Санс смотрит на данный сюжет с саркастической усмешкой в духе актуальной его времени французской поэзии. Отсюда и ксилофон, передающий стук костей пляшущих скелетов, и солирующая скрипка, настроенная тритоном, на которой Смерть играет свой дьявольский танец в темпе вальса, навеянный "Мефисто-вальсом" Листа.
Совсем иную окраску приобретает этот жанр в творчестве русских композиторов. Музыка Евгения Светланова, гениального музыканта, известного больше как дирижёр, нежели композитор, к сожалению, не так часто звучит с большой концертной эстрады. Поэма для скрипки с оркестром Светланова посвящена памяти его великого друга, гениального скрипача Давида Ойстраха, и воплощает лучшие черты классического русского музыкального искусства: распевность, широкое дыхание, поэтичность и величие.
Признанным шедевром является поэма Сергея Рахманинова "Колокола". Летом 1912 года автор начал работу над поэмой, творя, по собственным воспоминаниям, "с лихорадочным жаром". "Колокола" так и остались одним из любимейших его сочинений, передающих пережитый в детстве восторг от звона колоколов Софийского собора. Четыре части Поэмы рисуют четыре картины разного настроения и воссоздают сюжетные представления о разных этапах человеческой жизни. Первые две части (звон бубенцов и свадебный звон), проникнуты безмятежным счастьем, третья и четвёртая (набат, извещающий о пожаре и похоронный звон) - звучат трагически.
Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.
Комментарии