ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 27 апреля 2011 года, в среду в 19.00 в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И.Чайковского состоится концерт абонемента №21 "Ударные дни Марка Пекарского" - "Из репертуара Лидии Давыдовой" (концерт памяти певицы).

Исполнители: Алиса ГИЦБА (сопрано), Ансамбль Марка ПЕКАРСКОГО в составе: Дмитрий ЩЁЛКИН, Игнатий МАТЮХОВ, Ксения КРАСАВИНА, Владимир УРБАНОВИЧ, Ярослав ШЕВЧЕНКО, Елисей ДРЕГАЛИН, Евгений ПОЛТОРАКОВ, Григорий ДУРНОВО.
В концерте принимает участие Мона ХАБА (фортепиано).

В программе:
I отделение
- Э. ДЕНИСОВ - "Плачи" для сопрано, фортепиано и ударных (1966)
                           - Плач-вопрошение
                           - Плач-оповещение
                           - Плач при вносе гроба
                           - Плач выносе гроба
                           - Плач по дороге на кладбище
                           - Плач при опускании гроба в могилу
- В. АРТЁМОВ - "Заклинания" для сопрано и ударных (1979 - 1981)
                           - Заклинание судьбы-змей
                           - Заклинание звёзд-птиц
                           - Заклинание душ-ветра
                           - Заклинание звуков-огня
- А. ШНИТКЕ - Три сцены для голоса и ударных (1980)

Автор аннотации - Марк Пекарский.

Лидия ДАВЫДОВА

И до Лидии Анатольевны Давыдовой в России были камерные певицы. Достаточно вспомнить М.А. Оленину-Д Альгейм, Н.Л. Дорлиак, Н.П. Рождественскую. Но только ей, Л.А. Давыдовой довелось стать певицей нового русского авангарда.

Начав свой путь в музыке как пианистка (класс С.Е. Фейнберга в Московской консерватории), она, тем не менее, мечтала стать певицей, продолжив, таким образом, семейную традицию. И надо сказать, это ей вполне удалось: она открыла новую страницу в вокальном искусстве. Специально для неё писали такие теперь уже классики новой русской музыки, как А. Волконский, Э. Денисов, А. Шнитке и многие другие. Но и это не всё. Она стала замечательным интерпретатором музыки Средних веков и Ренессанса, возглавляя созданный А. Волконским ансамбль старинной музыки "Мадригал".

"Лидия Давыдова, - признаётся отец новой русской музыки князь Андрей Волконский, - сыграла огромную роль в моей жизни. Что меня в ней привлекало? Может, то, что она к тому же ещё и пианистка? Нет, встречались и другие такие. Или же то, что она любит преодолевать трудности? Но и это не совсем точно, так как она никогда не считала жизненные и творческие препятствия трудностями. Она всегда идёт вперёд, абсолютно не задумываясь о том, трудно это или нет. Очевидно, это происходит из того, что во всё она вкладывает душу, - а её душа особенная! У неё всегда была тяжёлая жизнь - и в детстве, и в зрелом возрасте. Но эта патологическая оптимистка никогда не жаловалась, и по ней никогда не было заметно, какие очередные невзгоды взваливала на неё судьба.

Она была очень привязана ко мне, и я должен был бы это ценить, но иногда случайно обижал её… Но прошу, не судите строго - с кем не бывает… На наших отношениях, тем не менее, это никогда не отражалось: как по человеческой, так и по музыкальной линии у нас получилось замечательное содружество. Я очень благодарен ей за то, что после моего отъезда она сохранила "Мадригал" и, конечно, вынесла всё это на своём горбу.

В какой-то момент я почувствовал, что она просто незаменима. Я слышал её записи современных композиторов - Денисова, например. Никто так хорошо этого не делал. В ней есть какая-то исключительность и редкостная музыкальная интуиция.

Когда я переехал на Запад, я начал поиски такой певицы, и даже одно время мне казалось, нашёл что-то общее - бескорыстие, энтузиазм в искусстве… Но давыдовскую сакральность - нет.

В конце концов, у нас в "Мадригале" образовалась такая "троица" единомышленников что ли, и наша близость распространялась не только на музыку. Это был я, Лида Давыдова и Марк Пекарский.

В ту пору некоторые мои ранние сочинения - Квинтет, Квартет, Альтовая соната и др. - ещё беспрепятственно исполнялись, не вызывая нареканий. Раз редактор филармонии сообщила мне о предстоящем пленуме молодых композиторов и предложила сыграть в одном из концертов пленума что-нибудь из моих новых произведений.

Именно в это время я по-настоящему познакомился певицей Лидией Давыдовой. Её педагог посоветовала ей заняться старинной музыкой. Поскольку я в то время уже играл на клавесине, Лида обратилась ко мне. Мы разговорились. Не помню, почему, но я дал ей послушать вокальные произведения Веберна, которые представлялись мне очень сложными для пения. Послушав их, Лида сказала: "О, это совсем не трудно". Тогда, несколько удивлённый, я показал ей партитуру только что написанной Сюиты зеркал, и она тут же согласилась её спеть. С этого момента началось моё постоянное сотрудничество с этим замечательным человеком и музыкантом".

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.