ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 17 июня 2009 года, в среду в 19.00 в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт памяти Клода Дебюсси (1862-1918).
 
Исполнители:
Светлана САВЕНКО (сопрано)
Юрий ПОЛУБЕЛОВ (фортепиано)

В программе:
- СТРАВИНСКИЙ - Хорал из Симфоний духовых памяти Дебюсси (версия для фортепиано)
- ДЕБЮССИ - Три мелодии (сл. П. Верлена)
- МЕССИАН - Три мелодии (сл. Композитора и С. Соваж)
- ДЕБЮССИ - Пять стихотворений Шарля Бодлера
                      - Песни Билитис (сл. П. Луиса)
- ШТОКХАУЗЕН - Из цикла "Знаки Зодиака" (версия для голоса и фортепиано)
- ДЕБЮССИ - Забытые ариетты (сл. П. Верлена)
                    - Галантные празднества (сл. П. Верлена)
- МЕССИАН - Три песни из цикла Harawi, Песнь любви и смерти.
 
Музыка одного из величайших французских композиторов Клода Дебюсси - не слишком частый гость в российских залах. Вечер 17 июня в Рахманиновском зале - редкая возможность услышать в живом исполнении его камерные вокальные сочинения. Кроме того, в программу концерта включены сочинения его младших коллег - композиторов XX века, - на творчество которых музыка Дебюсси оказала огромное влияние. Это Игорь Стравинский, который не только тесно общался с композитором, но и почтил его память созданием одного из лучших своих сочинений - "Симфонии духовых памяти Дебюсси". Оливье Мессиан - непосредственный продолжатель Дебюсси, унаследовавший от него особый вкус к колориту и экзотике, и, наконец, ученик Мессиана Карлхайнц Штокхаузен, крупнейший деятель послевоенного авангарда, также немало обязанный Дебюсси в своих радикальных творческих поисках.

Исполнят эту сложную изысканную программу Светлана Савенко и Юрий Полубелов. Этот дуэт, известный, прежде всего, активной пропагандой новой музыки, сложился ещё в 1997 году, и на его счету - целый ряд мировых премьер.
 
СПРАВКА

Музыковед и камерная певица, Светлана САВЕНКО закончила Московскую консерваторию в классе Ю.Н. Холопова. Пением занималась у Д.Б. Белявской. В настоящее время - профессор кафедры истории русской музыки Московской консерватории, доктор искусствоведения. Автор более 100 публикаций (в том числе нескольких книг) на русском, английском и немецком языках. Исполнительские и исследовательские интересы связаны главным образом с музыкой ХХ века, от Танеева и Стравинского до Штокхаузена и современных российских композиторов. Репертуар Савенко включает произведения А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна (все песни для голоса и фортепиано), Б. Бартока, Дж. Кейджа, Х. Эйслера, П. Хиндемита, Э. Кшенека, А. Цемлинского, И. Стравинского, С. Прокофьева, а также Н. Рославца, А. Мосолова и других композиторов раннего русского авангарда. Кроме того, Савенко исполняет сочинения В. Сильвестрова, Э. Денисова, Г. Уствольской, А. Вустина, А. Кнайфеля, В. Мартынова; некоторые из них, как "Чевенгур" В. Тарнопольского, были написаны специально для неё. В качестве солистки ансамбля "Студия новой музыки" выступала в таких престижных залах как Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, Берлинская филармония и Берлинский Grosses Konzerthaus. Савенко принимала участие как певица и музыковед во многих фестивалях и конференциях в России и за рубежом, гастролировала в Белоруссии, Украине, Словакии, Германии, Нидерландах, Швейцарии, Великобритании, Израиле и США.

Юрий ПОЛУБЕЛОВ родился в Витебске, окончил Львовскую специальную музыкальную школу им. С. Крушельницкой у Александра Эйдельмана. В возрасте 13 лет впервые дал сольный концерт и выступил с Львовским симфоническим оркестром. В 1975 году стал победителем Всеукраинского конкурса молодых музыкантов в Киеве. В 1983 году с отличием окончил Московскую консерваторию (по специальности у В.В. Горностаевой, камерному ансамблю у К.Х. Аджемова), затем ассистентуру-стажировку и аспирантуру Московской консерватории. В 1990-1991 гг. стажировался у А. Эйдельмана в Нью-Йорке. В настоящее время преподаватель камерного ансамбля на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории.

Участник фестивалей в России, Украине, Германии, Италии, Франции, Словакии, Эстонии. Выступал как ансамблист с А. Любимовым, Ю. Башметом, Т. Гринденко, И. Монигетти (Швейцария), М. Брунелло (Италия), А. Рудиным, А. Князевым, Я. Томсен (Дания), Ф. Лелё (Франция), П. Морагезом (Франция), Н. Ли, С. Савенко, Е. Васильевой (Франция), М. Пекарским и его ансамблем ударных инструментов.

В качестве музыкального руководителя поставил оперы "Ёлка" В. Ребикова (Германия, 1995; Самара, 1996), "Карлик" А. Цемлинского (Самара, 1996), триптих "Голоса незримого" И. Барданашвили, В. Кобекина и А. Щетинского (Москва, "Геликон-опера", 1999), за который удостоен звания лауреата Национальной театральной премии "Золотая маска" в категории "Новация" (2000), "Цена доверия" Э. Кшенека (Москва, "Геликон-опера", 2000), "Похищение из сераля" В.А. Моцарта (Москва, "Геликон-опера", 2000). Организатор и художественный руководитель фестивалей: "Музыкальный портрет эпохи Великой французской революции"  (Москва, 1989), "Дни Александра Цемлинского в Москве" (Москва, 1998), "Эрнст Кшенек в "Геликон-опере" (Москва, 2000).

Особое внимание Полубелов уделяет работе над редко исполняемыми сочинениями, среди которых все песни А. Цемлинского, впервые исполненные в России (1995-2003), российские премьеры песен А. Шёнберга и другие его камерные сочинения. Совместно со Светланой Савенко впервые в России представил в одном концерте все песни А. Веберна для голоса и фортепиано (фестиваль "Шёнберг - Кандинский: звук и цвет", 2002). Исполнил сочинения П. Хиндемита ("Житие Марии", 1-я редакция, первое исполнение в России), Дж. Крама, И. Стравинского, К. Орфа, В. Сильвестрова (мировые премьеры песен и фортепианных сочинений), Л. Гофмана (мировые премьеры камерных сочинений).

Полубелов записал на радио и CD сочинения А. Цемлинского, А. Шёнберга, А. Веберна, Б. Бартока, Г. Уствольской, В. Сильвестрова, А. Кнайфеля, А. Щетинского, И. Барданашвили.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.