Классическая культура: есть ли ей место в Интернете?
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Современные технологии за какие-то пол века кардинально изменили жизнь человечества. Теперь уже не собака, а компьютер лучший друг человека. И такие смещения акцентов происходят практически во всех аспектах жизни любого из нас. Уже не нужно ходить в библиотеки, знакомиться в кафе, смотреть телевизор, читать книги. Да много чего делать не нужно - есть глобальная сеть, заглянув в которую одним глазком, прилипаешь на всю жизнь. Стоит ввести в поисковой строке своё желание и через несколько секунд вам предоставят гигабайты информации. Есть ли в этих миллиардах страничек место культуре? Существует ли виртуальная культура? И насколько она распространена в Интернете?
Прежде всего, отмечу, что культура рассматривается в классическом понимании этого слова - это все те произведения искусства (музыка, живопись, театр), получившие мировое признание. Существует, естественно, множество субкультур, которые имеют право на существование. Но обращать внимание необходимо на культуру, сформированную столетиями, а не на течения, появившиеся три года назад.
Сухой язык цифр удручает. Большинство пользователей Интернета обращаются сюда за развлечениями и новостями. При этом в развлечениях не значится виртуальная прогулка по Лувру или прослушивание симфоний Бетховена. Развлечения в Сети - это, прежде всего, знакомства, игры, фильмы и музыка, весьма далёкие от того классического понимания культуры, к которому все привыкли.
Для примера: открылся виртуальный филиал Русского музея и запущена новая онлайн-игра. Какова будет статистика посещений первого и второго? Догадаться несложно. Многие заметят, что типичный пользователь Интернета - молодой человек в возрасте до 35 лет, а в музеи ходят люди зрелого возраста. И будут правы. Но почему же получилось так, что музеи, театры и концерты классической музыки посещают только взрослые? Почему группа "Токио Хотел" собирает многотысячные стадионы, а на концерт для фортепиано с оркестром не приходят и триста человек? Дело тут в пресловутом потерянном поколении - поколении конца-80-х - начала 90-х годов. Оно выросло в стране, где вдруг стало доступно практически всё. Буквально из всех щелей полились океаны информации, причём совершенно не нужной и зачастую жестокой. Начали показывать боевики с драками и убийствами, появились первые компьютерные игры, стали образовываться группы с модной музыкой, основанной на трёх нотах. Вот и отошли на задний план классическая музыка и художественные галереи, с которыми в обязательном порядке были ознакомлены родители нового поколения, а также их деды и прадеды.
В тоже время нельзя не признать, что передача культурных ценностей посредством Интернета невозможна без потери некоего духовного смысла. Разве может передать безликая Сеть очарование живой музыки оркестра или то состояние оцепенения, появляющееся при входе в музей? Не может! Именно поэтому культура никогда не станет исключительно виртуальной.
С другой стороны Интернет - один из самых быстро передаваемых и массовых источников информации. И если представить на минуту, что из этой Сети разом вычеркнули все упоминания о музеях, театрах и концертах, то узнавать об открытии выставок, премьерах спектаклей и выступлениях мы будем, ох, с каким опозданием. А хочется ведь здесь и сейчас. Поэтому Интернет для культуры интересен только с точки зрения информационного освещения. Надо отметить, что с этой позиции наблюдается тенденция увеличения интереса к культурным событиям и новостям. И это не может не радовать.
Но передать все те эмоции, получаемые при непосредственном контакте с искусством, глобальная сеть не в силе. Плюс это или минус -решать каждому из нас. Для меня - безусловный плюс, поскольку, если бы это было так, то соблазн, не выходя из дома вкусить культурных плодов, был бы велик. А подобное лицедейское отношение к высшим материям недопустимо. Повторюсь ещё раз - никакая даже самая современная графика и продвинутые технологии не заменят живого общения с предметом искусства, будь то картина, скульптура или музыкальное произведение.
На мой взгляд, сейчас будет правильнее задуматься не о культуре в Интернете, а об Интернет-культуре. Ведь на сегодняшний момент глобальная сеть засорена сильнее любой помойной ямы, а культура - не мусор, чтобы в подобные ямы попадать.
Алексей Примечаев, Ореанда-Новости
Комментарии