Камерный оркестр России посвятит концерт памяти Рудольфа Баршая
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 5 ноября 2011 года в Концертном зале имени Чайковского состоится концерт абонемента МГАФ Государственного камерного оркестра России. Памяти легендарного музыканта Рудольфа Баршая.
В программе:
I отделение
- ШУМАН - "Сказочные картины" (Marchenbilder) - четыре пьесы для фортепиано и альта. Исполняют Рудольф Баршай (альт) и Владимир Шрайман (фортепиано) - фонограмма
- Бруно МОНСЕНЖОН - вступительное слово о Р. Баршае
- МАЛЕР - Пять песен на стихи Ф. Рюккерта. Исполняют Ивонн Нэф (меццо-сопрано) и Никита Мндоянц (фортепиано)
- ИЗАИ - Соната №5 для скрипки соло. Исполняет Валерий Соколов (скрипка)
- БАХ - Ария из Оркестровой сюиты №3. Исполняет Хор Турецкого
- БАРБЕР - Adagio для струнных из Квартета op. 11. Исполняет ГАКОР, дирижёр - А. Уткин
II отделение
- ШОСТАКОВИЧ - Камерная симфония для струнного оркестра до минор, соч. 110 bis ("Памяти жертв фашизма и войны"). Инструментовка Р. Баршая. Исполняет ГАКОР, дирижёр - А. Уткин
- А. ЛОКШИН - "Сонеты Шекспира", симфония №5 для баритона, струнного оркестра и арфы. Солист - сэр Томас Аллен (баритон).
- ПЕРГОЛЕЗИ "Stabat Mater" - Дуэт Quando corpus morietur-Amen для сопрано, альта, струнного оркестра и баса континуо. Исполняют Хор мальчиков Академии хорового искусства имени В.С. Попова, художественный руководитель - Алексей Петров.
- МОЦАРТ - Ave verum corpus - мотет для хора, струнного оркестра и баса континуо
Исполняют: Оркестр, сводный хор АХИ имени В.С. Попова
Государственный камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина открывают свой филармонический абонемент концертом "памяти легендарного музыканта - Рудольфа Баршая". Баршай создал Московский камерный оркестр, который уже в новой российской истории получил своё нынешнее название и статус государственного камерного оркестра. Именно в качестве основателя и многолетнего главы Московского камерного оркестра Баршай снискал мировую славу выдающегося дирижёра. Этот коллектив даже после отъезда Баршая на Запад был образцом стиля и исполнительского мастерства. Высокую планку задавал сам Баршай, блестяще владевший не только дирижёрским искусством, но и композиторским талантом. Им сделано множество переложений для камерного оркестра разной музыки, но больше всего в качестве аранжировщика он обращался к своим любимым - И.С.Баху и Шостаковичу. Предпочтения маэстро учтены в программе-посвящении современного ГАКОР под управлением Уткина. Важное место в концерте отведено произведениям И.С.Баха и вокально-инструментальной музыке его современников. Камерная симфония Шостаковича прозвучит в аранжировке для камерного оркестра самого Баршая. А исполнением вокально-симфонического опуса "Сонеты Шекспира" незаслуженно недооценённого Александра Локшина (1920-1987) ГАКОР продолжает важнейшее направление репертуарной политики Баршая, всегда уделявшего пристальное внимание музыке XX века и своих современников. С Московским камерным оркестром Р.Баршай исполнил массу новых произведений советских композиторов, в том числе Четырнадцатую симфонию Шостаковича. Баршай вообще был дружен с Дмитрием Дмитриевичем, а после своего отъезда из Советского союза в 1975 году, и уже после смерти Шостаковича, записал с оркестром Западногерманского радио цикл всех его симфоний.
В ноябре 2010 года Баршай умер в своём доме в Швейцарии. В том же 2010-м Алексей Уткин занял пост художественного руководителя Государственного камерного оркестра России. "В этой программе мы отдаём дань уважения и низко кланяемся выдающемуся музыканту, который являлся образцом честного, самоотверженного служения искусству и поразительной вдохновенности своим делом", - говорит Алексей Уткин. - "Создание Московского камерного оркестра стало делом его жизни. И та самоотдача и увлечённость, с которыми Баршай работал со своими оркестрантами, позволили ему создать коллектив, обладающий небывалым для нашей страны того времени уровнем профессионализма. Чувство стиля, вкус, детальная проработка каждого нюанса в исполняемой музыке, высочайшее исполнительское мастерство, которыми отличался камерный оркестр Баршая, - всё это казалось просто неподражаемо! К сожалению, в эпоху творческого расцвета Баршая я был ещё довольно юным, и основные впечатления от его мастерства мною почерпнуты из рассказов коллег-музыкантов камерного оркестра "Виртуозы Москвы", многие из которых работали с Баршаем в Московском камерном оркестре и были так восхищены его талантом, что едва ли не легенды слагали о маэстро. Многие знания и навыки, полученные мною от опытных коллег-оркестрантов косвенно переданы мне Баршаем - ведь музыканты, работавшие некогда с ним помогли мне впитать массу важных деталей профессии. Сегодня мне очень важно сохранить тот дух и настрой увлечённой, творческой атмосферы, который существовал в коллективе во времена Баршая. Хотя сейчас реалии иные. Исторические перипетии не минули оркестр, основанный Баршаем. И нынешний Государственный камерный оркестр - это практически новый коллектив, из молодых музыкантов, с новыми, пускай ещё только зарождающимися, но уже прочными традициями. А один из важнейших принципов, которые нам с ГАКОР хотелось бы развивать - это присущая "баршаевскому камерному" атмосфера честности и добросовестного отношения к тому делу, которым мы занимаемся."
Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.
Комментарии