"Жалобную песнь" Малера исполнит оркестр петербургской филармонии
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 4 декабря 2009 года, в пятницу в рамках цикла, посвящённого 150-летию со дня рождения Густава МАЛЕРА, в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича будут исполнены его сочинения: кантата для солистов, хора и оркестра "Жалобная песнь" (часть 1 "Лесная сказка") и Симфония №1.
Исполнители: Академический Симфонический Оркестр петербургской филармонии, Петербургский камерный хор и Хор Смольного собора, солисты Ольга ТРИФОНОВА, Галина СИДОРЕНКО, Александр ТИМЧЕНКО и Александр ГЕРГАЛОВ. Дирижёр - Александр ДМИТРИЕВ.
В 1878-80 годах Густав Малер посещал лекции на философском факультете Венского университета и работал над своей первой серьёзной работой - кантатой "Жалобная песнь". Трёхчастная кантата, написанная по мотивам немецкой романтической легенды (флейта, сделанная из кости убитого рыцаря, в руках музыканта начинает играть и изобличает убийцу) была представлена Малером на соискание Бетховенской премии, но безуспешно. В "Жалобной песне" слушатель может впервые ощутить личность композитора, и этим произведение особенно интересно. Действительно, уже в этой ранней кантате обнаруживаются такие характерные приёмы зрелого стиля Малера, как сближение трагических и жанрово-бытовых моментов, широкое использование народного песенного тематизма, трактовка тонального плана как одного из важнейших элементов музыкально-драматургической "фабулы" произведения. Впоследствии композитор дважды редактировал свой юношеский опус, который в 1896 году оценил так: "произведение, в котором я стал Малером". Впоследствии в издательской и концертной практике I часть кантаты, "Лесная сказка", приобрела статус самостоятельного произведения.
Первая симфония Малера стоит особняком от других его крупных произведений. В ней можно заметить некий налёт романтизма, стремления к идеалу. Работа над ней началась примерно в одно время с первым вокальным циклом "Песни странствующего подмастерья". Содержание "Песен", повествующих о несчастной, мучительной любви, было автобиографическим. Этот цикл и стал основой симфонии: вся первая часть её - по существу развитие второй из песен, "Шёл я нынче утром"; четвёртая и последняя, "Голубые глазки" - звучит в медленной части. При этом сам Малер указывал, что "симфония не ограничивается любовной историей… это внешнее событие послужило толчком к созданию симфонии, но не составляет её содержания". Здесь вполне уместно вспомнить, как отзывался о Густаве Малере Дмитрий Шостакович, в чём-то продолжатель его творческой линии. В кратком предисловии к сборнику писем и воспоминаний о великом австрийском музыканте Шостакович пишет: "Что пленяет в его музыке? Прежде всего - глубокая человечность. Малер понимал высокое этическое значение музыки. Он проник в самые сокровенные тайники человеческого сознания, его волновали самые высокие мировые идеалы. Гуманизм, неукротимый темперамент, горячая любовь к людям в соединении с изумительной композиторской одарённостью помогли Малеру создать его симфонии, "Песни странствующего подмастерья", "Песни об умерших детях", грандиозную "Песнь о земле". Он близок нам своим гуманизмом, своей народностью...".
Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.
Комментарии