Хор Смольного собора исполнит Всенощное бдение Рахманинова
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 22 декабря 2010 года, в среду концерт фестиваля "Площадь искусств" состоится в Храме Спаса-на-Крови. В исполнении камерного хора Смольного собора под управлением Владимира БЕГЛЕЦОВА прозвучат Всенощное бдение и Литургия Святого Иоанна Златоуста РАХМАНИНОВА.
Всенощное бдение или ранее Всенощная (ночное бодрствование) - богослужение православной церкви, совершаемое вечером накануне воскресения и церковных праздников; в него вошли пятнадцать достаточно стабильных номеров, образовавших типовой цикл, распадавшийся как бы на две части - Вечерню и Утреню.
Всенощное бдение Рахманинова принадлежит к вершинам хорового искусства. Исполненная глубочайшего содержания, высокой духовности, огромной этической мощи эта хоровая симфония стала крупнейшим шедевром русской и мировой культуры. Всенощная появилась в разгар Первой мировой войны и впервые была исполнена 10 марта 1915 года в Большом зале Благородного собрания в Москве (ныне - Колонный зал Дома Союзов) Синодальным хором под управлением Н.М. Данилина. Рахманинов посвятил опус С.В. Смоленскому, лекции которого по истории русского церковного пения он прослушал, учась в Московской консерватории. В основу Всенощной положены древнерусские церковные мелодии, бытовавшие в практике православного богослужения в разных вариантах - знаменный распев и его разновидности, а также собственные мелодии Рахманинова, абсолютно не отличимые от цитируемых им церковных напевов. Несмотря на большой успех премьеры, дальнейшая судьба "Всенощной" сложилась непросто. Как церковное сочинение оно не вошло в литургическую практику и осталось только на концертной эстраде. Да и в светских концертах оно звучало чрезвычайно редко. Начиная с 60-х годов ХХ века Всенощное бдение С.Рахманинова стало исполняться в концертных залах, сейчас оно считается классикой русской хоровой музыки и является основой репертуара, практически, всех хоровых коллективов России. Возвратилось Всенощное бдение Рахманинова и в соборы.
Литургия - главное православное богослужение, аналог католической Мессы. Письменное изложение Литургии относится к IV веку и принадлежит святителю Василию Великому. Ныне этот вариант Литургии служится лишь по большим церковным праздникам. Ежедневно же проводится богослужение по другому, сокращённому чину, введённому в том же столетии святителем Иоанном Златоустом. Центр и средоточие всей православной службы, Литургия традиционно раскрывала основные идеи христианской веры: идеи света и радости, спасения рода людского от греха, проклятия и смерти.
Рахманинов задумывал свою Литургию святого Иоанна Златоуста для исполнения в церкви, однако она получилась монументальным, самостоятельным, рассчитанным на высокопрофессиональное исполнение концертным произведением, своего рода "хоровой ораторией".
Впервые Литургия Рахманинова прозвучала 25 ноября 1910 года в исполнении Синодального хора под управлением выдающегося русского дирижёра Н.М. Данилина. Показателен отзыв о Литургии священника, законоучителя из школы, где работала двоюродная сестра Рахманинова: "Музыка действительно замечательная, даже слишком красивая, но при такой музыке молиться трудно. Не церковная". Итак, Литургия Рахманинова тоже не получила признание церковных властей, не закрепилась в культовом обиходе. Более того, даже при исполнении в концертах отдельные части сочинения исключались по требованию духовной цензуры, так как их музыка была найдена недостаточно соответствующей смыслу "священных слов". По иронии судьбы. Литургия так и не прозвучала целиком в храме при жизни её автора: запрет церковных властей сменился запретом советского государства. Под церковными сводами "Всенощная" С.Рахманинова начала исполняться с 1957 года хором Николая Матвеева в храме "Всех скорбящих радосте" на Ордынке в Москве. 4 февраля 1987 года Московский камерный хор под управлением Владимира Минина спел её на родине Рахманинова, в новгородском Софийском соборе.
Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.
Комментарии