ГМИИ представит "Живопись Павла Леонова из собрания К.Г. Богемской"
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. С 12 марта по 3 апреля 2011 года в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдёт выставка "Живопись Павла Леонова из собрания К.Г. Богемской".
Этот выставочный проект - дань памяти Ксении Георгиевны Богемской, безвременно ушедшей из жизни 24 сентября 2010 года. Доктор искусствоведения с мировым именем, автор статей и книг, художественный критик, куратор ярких выставочных проектов, с 2009 года Ксения Богемская возглавляла научное направление деятельности ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Как классический историк искусства, чуждый ложной конъюнктурности, Богемская с равной степенью серьёзности занималась изучением любимых ею импрессионистов и не менее любимых художников-примитивистов, картины которых она коллекционировала. Именно Богемская способствовала открытию для публики многих российских мастеров наивного искусства. Её коллекция, которую она постоянно пополняла, выискивая в глубинке художников самородков, была делом жизни, направленным на реабилитацию искусства аутсайдеров в профессиональной среде. Благодаря Богемской имена отечественных художников-самоучек стали известны далеко за пределами России, а их творчество приобрело международный статус.
На выставке в Отделе личных коллекций зрителям будут представлены 43 работы Павла Леонова: искусство, рождённое из опыта жизни бродяги и разнорабочего, духовно пронизанное идеями, звучавшими в полуночных беседах художников московского андеграунда 1970-х. К художникам московского андеграунда принадлежал и Михаил Рогинский, педагог Павла Леонова в ЗНУИ (Заочный народный университет искусств).
Как всякое настоящее искусство, произведения Леонова сообщают зрителю больше того, что знал художник. Его картины изображают улучшенное прошлое - с фонтанами, порталами клуба и пр., они повествуют о замечательном "будущем", но как явление художественное - они свидетельство своего времени - 1970-1990-х годов. В них отражена сюжетно и эмоционально вся та смесь привычек, надежд, устремлений, новаций, которая будоражила российское общество в этот период. Воплощён типично крестьянский, с хитрецой и недоверчивостью, взгляд на мир и новых его героев, и типично советское простодушие с верой в могущество великих вождей. Здесь есть смекалка и готовность меняться: в сюжетах, подсказанных заказчиками, где появляются и ангелы, и кентавры, и их жены, и "денизабры" (динозавры).
В картинах Леонова заключена такая жизненная сила, что они покоряют каждое сердце, открытое художественным впечатлениям и не испорченное стандартами потребления музейных образцов. В самом размере его картин, в их многоярусных конструкциях, в убедительности энергичного рисунка фигур, то прорастающих через несколько этажей окружающего мира, то распространяющихся в беге и танце по всей плоскости холста, чувствуется размах и удаль сказочного русского героя, младшего брата, увальня и простеца, в итоге побеждающего всех и проходящего через все испытания.
Ранние работы Леонова написаны в сумрачной неяркой гамме. В них сохраняются элементы "правильной" прямой перспективы. К середине и второй половины 1990-х годов живопись становится богаче. Картины уже совершенно плоскостные. Фигуры людей чаще всего чёрные - будто все они, как зэки в лагере, одеты в чёрные бушлаты. Но иногда они одеваются в белое. Мелкие чёрные птички, галочками видневшиеся в бледном небе ранних картин, становятся мясистыми чёрными грачами в синеве более поздних, а затем сюда прилетают и белые птицы.
Искромётная смесь государственной и собственной фантазии, воспоминаний и изобретений формируют свой стиль и способ живописи, непохожий ни на какой другой. Торжество мечты над жизнью, замысла над воплощением, столь присущее Леонову, является характерной чертой национального русского характера.
Для наивного искусства характерно пафосное утверждение этических ценностей - вера в будущее, уважительное отношение к прошлому. Это искусство бескорыстно. "В Рай воров и мошенников не пускают" - один из любимых дидактических сюжетов художника. Процветание Меховиц и прочих населённых пунктов, военные победы, подвиги, технические достижения и их носители, спорт, праздники - весь набор сюжетов советского социалистического реализма. Примитивная манера исполнения, вызывающая у зрителей ощущение иронии, переносит лозунговые ценности в мир наивной фантазии, выдавая именно их нереалистическую сущность. Но сами произведения - не карикатура, не пародия. Их художественное воздействие таково, что зритель получает заряд позитивной энергии. Воздействие на чувства человека, на его бессознательное напрямую, вне правил живописи, придаёт огромную силу и обаяние наивному искусству.
Леонов создал свой образ России, какого ещё не было. Он создал стиль, который принадлежал ему самому. Наследие художника, состоящее из 1,5 тыс. больших холстов, как и наследие других великих художников, огромный собственный мир, в гранях которого отражаются и преломляются различные грани мира окружающего.
Комментарии