Филармония открывает абонемент "Скандальные премьеры мира"
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 29 ноября 2009 года, в воскресенье в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии открывается новый абонемент "Скандальные премьеры мира".
В программе:
- ГАЙДН - Симфония №45 "Прощальная"
- ШНИТКЕ - Симфония №1
В исполнении Академического Симфонического Оркестра филармонии под управлением Александра ТИТОВА прозвучат произведения, вызвавшие в своё время не только недоумение, но и настоящие скандалы: "Прощальная" симфония ГАЙДНА и первая симфония ШНИТКЕ. Два этих произведения отделяют друг от друга почти 200 лет и, тем не менее, они связаны друг с другом.
Свою Симфонию №45 Йозеф Гайдн написал, чтобы показать владельцу оркестра князю Эстергази, что музыканты давно не имели отпуска и не видели свои семьи. Поэтому каждый из них гасил свечу на своем пульте и уходил, доиграв партию. Если князь и был удивлён, но понял намёк оркестрантов и отпустил их в долгожданный отпуск, а симфония стала называться "Прощальной" и приобрела необычайную популярность у дирижёров и публики. Сохранилось свидетельство лейпцигской "Всеобщей музыкальной газеты" об одном из прижизненных исполнений "Прощальной симфонии" и о том, как отреагировали на него слушатели: когда сначала валторна, фагот, гобой, а затем и большая часть струнных поочерёдно замолкали, гасили свечи и тихо удалялись, "у всех защемило сердце...", когда же, наконец, замерли звуки двух последних скрипок, "слушатели стали расходиться, притихшие и растроганные..."
Первая симфония, законченная Альфредом Шнитке в 1972 году, впервые была исполнена два года спустя в городе Горьком оркестром местной филармонии под управлением Г. Рождественского. Премьера имела большой общественный резонанс, достаточно сказать, что в городских газетах появились прямо противоположные отзывы об этом событии - факт беспрецедентный по тем временам. Затем симфония прозвучала в Таллине, но вот московского исполнения она дождалась лишь в 1986 году, через 20 лет после горьковской премьеры.
Первая симфония - этапное в творчестве Шнитке сочинение. Уже внешний облик произведения очень необычен - неслучайно композитор предполагал назвать его "(Анти) симфонией". Так, начинается она свободной импровизацией стремительно появляющихся на сцене музыкантов - последним выходит дирижёр, повелительным жестом устанавливающий порядок в хаотической "настройке" оркестра. Аналогичным образом в конце второй части музыканты-духовики постепенно уходят за кулисы, предводительствуемые флейтистом - совсем как в сказке о крысолове. В начале финала они возвращаются, имитируя гротескное траурное шествие. И, наконец, в заключении симфонии оркестранты вновь покидают сцену, и на ней, почти в полной тьме, остаётся звучать лишь запись гайдновской "Прощальной симфонии" - очевидного прототипа этого необычного финала. Последняя её застрявшая фраза кажется случайно уцелевшим после катастрофы обломком... И вдруг всё начинается заново - повторяется импровизационное начало симфонии. Жизнь возрождается, как феникс из пепла...
Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.
Комментарии