Елена Перлина: "Классика была, есть и будет!"
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В апреле кафедре классического танца Хореографического факультета МГУКИ исполняется 15 лет. Студентами, а особенно студентками этой кафедры невозможно не любоваться: лёгкие, миниатюрные, изящные - они не танцуют, а словно летают над сценой. Но с каким трудом даётся им эта лёгкость, знают, пожалуй, только их педагоги, которые сами проходили и до сих пор ежедневно проходят эту школу вместе со своими учениками. О некоторых подробностях балетной жизни нам рассказала заведующая кафедрой классического танца кандидат педагогических наук, доцент Елена Владимировна ПЕРЛИНА.
- Елена Владимировна, Вашей кафедре уже 15 лет! Солидный возраст!
- Да, точно. Так получилось, что свой юбилей мы празднуем в 2014 году, который объявлен Годом Культуры. Символично!
15 лет назад кафедра была создана заслуженной артисткой России, солисткой Большого театра Еленой Рябинкиной. Она и пригласила меня сюда. Я прошла весь путь: от преподавателя до заведующей кафедрой. И горжусь этим. Конечно, весь наш коллектив очень благодарен Елене Львовне за существование кафедры. Мы стараемся делать всё для её процветания. Я пытаюсь использовать все свои качества, особенно организаторские. Потому что, как выяснилось, заведующий кафедрой - это не сплошная творческая работа, но ещё и административная. Так что наш концерт будет посвящён не только 15-летию кафедры, но и 50-летию творческой деятельности Е.Л.Рябинкиной.
- Как будете отмечать День рождения кафедры?
- Проведём два концерта. Первый пройдёт в Учебно-творческом центре МГУКИ 18 апреля. Всех приглашаем! Для нас это будет генеральная репетиция второго концерта, который состоится 30 апреля в Доме музыки. Я считаю, что это большая честь для нас. Приглашены многие гости, причём не только с нашей кафедры, но и с Театрально-режиссёрского факультета, из Института музыки. Думаю, это будет великолепнейший творческий конгломерат. И в рамках Года Культуры это прекрасный показатель работы нашего университета.
Конечно же, мы пригласили учащихся колледжа искусств, с которыми давно дружим, учащихся балетных школ Красногорска, Москвы, студентов школы Михаила Лавровского, Геннадия Ледяха и др. и, конечно, наших выпускников, которые сейчас являются солистами ведущих театров не только в Москве, но и по всей Российской Федерации. Я надеюсь, что они окажут нам честь и достойно выступят на концерте среди наших сегодняшних студентов. Будут передавать им исполнительский опыт классической школы под названием балет.
- Балет - что это для Вас?
- Классический балет - это не только сам танец. Это ещё и образ жизни. Прежде всего, - дисциплина, трудолюбие. А основа - гармоничное сочетание формы и содержания.
Знаете, мы ходили с моими студентами в Манеж на выставку, посвящённую 400-летию Дома Романовых. Я обратила внимание на то, как мои девочки выделяются на фоне остальных посетителей. Отличаются своими манерами, внешним видом. Причём не я одна обратила на это внимание: к ним сразу же подошли фотографы, начали просить разрешения сделать снимки. И разговоры на разные темы они ведут легко. Так что мы не только танцуем, но и развиваем студентов во всех направлениях. Из вуза они выходят полностью готовыми к нашему социуму.
А если вернуться к вопросу о балете, то что бы ни говорили, а в основе всех танцев - классика. Танцоры современных балетных трупп обязательно получают подготовку в классической балетной школе. Ничего не имею против современной хореографии, но классическая школа прошла очень долгий и сложный путь формирования с XIV по XIX век. И она по праву лежит в основе всех современных танцев.
Молодёжь часто не хочет стараться. Ей надо прийти в танцевальную студию, сразу всему научиться и попасть на эстраду. Почему-то для всех эстрада - это как лакомый кусок пирога. Многие считают, что классика - это поднять правую ногу, хлопнуть левой, и всё - овладели танцем. И стали звёздами. Но так не бывает. Надо долго и упорно работать над собой, стоять у станка, стирать ноги в кровь. Вы попробуйте надеть балетные туфли! Я не говорю о том, чтобы встать на них. Просто надеть. Пальцевая техника - это филигранное искусство. Поэтому так важно не пропускать ни одного занятия. Иначе выбьешься из колеи. У нас много нюансов, и все важные. Упускать их из виду мы не имеем права. Поэтому я всегда за профессионализм. В любой сфере. Особенно в образовательной.
- Во МГУКИ практически ни одно мероприятие не обходится без участия Ваших студентов. А за пределы вуза выходите?
- У нас на кафедре учатся студенты не только из России, но и из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья. И мы с ними успешно выступаем на Международных, Всероссийских и Всесоюзных конкурсах исполнителей и хореографов. Варна, Вена, Рига, Сочи - куда мы только ни ездили! Даже если взять результаты последних 5 лет, то наши студенты становились лауреатами 1 и 2 степени на Международных конкурсах исполнителей, в которых участвуют профессиональные артисты балета. А ведь мы готовим педагогов, а не артистов! Поэтому вдвойне гордимся такими результатами! Это говорит о том, что мы готовим профессионалов высокого уровня как в педагогическом плане, так и в исполнительском.
Сейчас в Балашихе идут Театральные ассамблеи, и нас туда тоже приглашают поучаствовать. Потому что в прошлый раз мы зарекомендовали себя как один из лучших коллективов среди театральных вузов: мои студенты стали лауреатами 1 степени. Хотя там участвовали студенты кафедры хореографии из ГИТИСа! И мы сумели их обойти.
Слава Богу, что последние 3 года у нас очень насыщенная исполнительская жизнь. Это же будущий хлеб сегодняшних студентов. И я очень рада, что все наши студенты по окончании вуза работают по специальности. Находят своё место под солнцем в различных направлениях: школы искусств, театры, фитнес-центры, высшие учебные заведения Москвы и других городов, многие уезжают за границу - в Германию, Италию, Чехию.
- Какие ограничения приходится терпеть Вашим студентам?
- Дисциплина должна быть железной. У нас есть такое понятие как культура питания. Это бывает сложно, особенно когда студенты начинают жить в общежитии. Без мам они не успевают готовить, и в первый год обучения это очень тяжело. Приходится жёстче на них воздействовать. Например, чтобы девочки не ели макароны после 9 вечера, а пили кефир и ложились спать. И, конечно, нельзя пропускать занятия. Они очень устают, но надо строго придерживаться режима дня. И расписания занятий. Самое главное - понятие дисциплины и необходимости учиться. Учёба ведь проходит очень быстро. Это только на 1 курсе кажется, что впереди куча времени.
Для меня самое приятное - когда выпускники каждый год собираются вместе и приглашают меня. И рассказывают, как им не хватает моей жёсткой руки, как скучают по моим назидательным замечаниям. Но только сейчас, уже окончив университет, они понимают, как это всё было необходимо. И хотят начать учиться заново, уже понимая, что к чему. Но время, увы, не вернёшь назад. А в 18-19 лет им, абитуриентам, это понять сложно. Так много искушений вокруг…
- Чего бы Вы пожелали кафедре в День рождения?
- Слава Богу, на сегодняшний день мы постоянно развиваемся. Спасибо всем, кто нам в этом помогает, особенно руководству университета. Наши студенты востребованы, о нас хорошо отзываются. Что ещё для счастья надо? Главное, что интерес к классическому профессиональному балетному искусству растёт. Года 3-4 назад классику называли нафталином, говорили, что это направление отмирает. Но мы и сегодня живы, растём, процветаем и несём в мир красоту. Время всё расставляет на свои места. Классика была, есть и будет.
Беседовала Алёна Пивкина.
Агентство
"Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московского Международного Дома Музыки.
Комментарии