Единственная опера Дебюсси прозвучит на "Площади искусств"
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 20 декабря 2010 года, в понедельник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, в рамках XI Международного Зимнего фестиваля "Площадь искусств", в концертном исполнении прозвучит единственная опера французского композитора Клода ДЕБЮССИ "Пеллеас и Мелизанда".
В концерте принимают участие: Карен ВУРШ (сопрано, Франция), Марк БУШЕ (тенор, Франция), Франсуа Ле РУ (баритон, Франция), Олеся ПЕТРОВА (меццо-сопрано), Николай КАМЕНСКИЙ (бас, Владимир ЦЕЛЕЬРОВСКИЙ (бас).
Академическим Симфоническим Оркестром филармонии дирижирует Александр ДМИТРИЕВ.
В нашей современной музыке "Пеллеас и Мелизанда" - один из полюсов нашего искусства; "Кармен" - его другой полюс. Последняя вся во внешнем, вся жизнь, вся свет, без тени и недосказанности. "Пеллеас" - потонувший в сумерках, весь окутанный молчанием. (…) Равновесие этих двух Франций и составляет французский дух.
Ромен Роллан (1907)
Дату премьеры "Пеллеаса и Мелизанды" - 30 апреля 1902 - спустя годы назовут "днём рождения современной музыки". Тогда же в зале парижской "Опера Комик" царила растерянность, одна часть публики была возмущена, другая - очарована. Но все присутствующие почувствовали, что творение не слишком известного 40-летнего композитора принципиально отличается от своих собратьев по жанру. В своей единственной законченной опере Дебюсси явил тот идеал, который был им сформулирован в критических статьях. Немецкой "претензии на глубину, тяжеловесным длиннотам, потребности, стуча кулаками, подчёркивать смысл происходящего" он противопоставил лаконизм, недоговорённость, отсутствие ложной аффектации, то есть правдивость и человечность чувств. Веристской мелодраматической сентиментальности, аппелирующей зачастую к посредственным вкусам, - одухотворённость тайны, окутывающей героев символистской драмы Метерлинка.
В 1891 году Дебюсси присутствовал на премьере этой драмы в кузнице символизма - знаменитом Theatre de l Cuvre и сразу же решил взяться за создание оперы. Подобная стремительность удивительна для вечно сомневающегося композитора, но он наконец-то нашёл сюжет, которого давно жаждал. "12 лет Пеллеас и Мелизанда были спутниками каждого дня моей жизни", - признаётся он после премьеры. Дебюсси озвучил драму Метерлинка почти дословно (исключив лишь три второстепенные сцены). Музыка словно раскрыла скобки и многоточия текста, взяв на себя недоступное слову - порывы свежего ветра, рокот моря, сумрак леса, неотвратимость рока, нависшего над всеми героями. И стала молчанием там, где слово должно быть произнесено в полной тишине. Современник признавался, что "композитор до такой степени слился со словом, что в настоящее время никто из французов не может вспомнить ни одной страницы драмы без того, чтобы в нём не запела музыка Дебюсси".
Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.
Комментарии