Двенадцать виолончелистов Берлинской филармонии соберутся в Москве
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Московская филармония приглашает слушателей на одно из знаковых событий сезона: концерт ансамбля Двенадцати виолончелистов Берлинской филармонии, который пройдёт 4 марта 2013 года в понедельник в 19.00.
Несмотря на то, что выступление включено в абонемент "Камерные вечера", состоится оно в Большом зале консерватории, чтобы вместить всех желающих. Проект реализован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках Года России-Германии 2012-2013.
Это второй визит знаменитых "Двенадцати виолончелистов" в российскую столицу: впервые ансамбль выступил в Большом зале консерватории в феврале 2008 года на фестивале памяти Мстислава Ростроповича. Тогда в его исполнении звучала пряная южноамериканская музыка и саундтреки классики мирового кинематографа.
На сей раз уникальный коллектив представляет новую для России программу европейской и американской классики – академической и джазовой – в оригинальных обработках. Как всегда – высочайший вкус и превосходное качество. Как бы странно не выглядела идея монотембрового ансамбля, играющего обработки популярной музыки, она реализуема. При одном условии – это должно быть эталонное мастерство.
Сами "12 виолончелистов" ведут свою предысторию от легендарного Пабло Казальса, мечтавшего о виолончельном ансамбле. Впрочем, и великий испанец грезил о том, что имело место лет 300-400 назад: небольшие ансамбли, состоявшие из виол да гамба. Конечно, да гамба имеет несколько более мягкий звук, и то, что было уместно при дворе, современники Казальса считали неподходящим для концертного зала. Но в 1920 году известный виолончелист-виртуоз, композитор и педагог Юлиус Кленгель дарит на 65-летие своему другу Артуру Никишу (в течение семнадцати лет главному дирижёру Берлинского филармонического оркестра) небольшую пьесу "Гимн" для 12 виолончелей.
В 1972 году мечтам суждено было сбыться - виолончелисты оркестра начали выступать в Берлине с камерными концертами, включавшими аранжировки популярных произведений - собственные или заказанные разным композиторам.
Сами музыканты видят сакральный момент в "совершенном" числе участников ансамбля: 12 месяцев, 12 полутонов в октаве, 12 часов дня и 12 часов ночи, 12 племён народов Израиля, 12 учеников Христа, 12 врат Небесного Иерусалима – на официальном сайте коллектива опубликовано целое нумерологическое исследование. Меж тем, виолончелистов, всё-таки, тринадцать. Двенадцать – на сцене.
За три десятка лет, в ансамбле сменилось уже несколько поколений музыкантов, современные авторы начали писать специально для коллектива, а количество поклонников увеличивается с каждым концертом. Конечно, все это – easy listening. Но как метко замечает музыкальный критик Михаил Фихтенгольц, "отличие бравой дюжины виолончелистов от других музыкантов, трудящихся на этой сомнительной ниве, состоит в том, что их основное время занимает работа в одном из лучших симфонических оркестров мира. Соответственно, кому как не им можно поразвлечься на досуге".
В программе "Двенадцать":
Ж. Франсе - Aubade
Р. Шуман - Романс, соч. 28 № 2
"Зима II" из цикла "Альбом для юношества", соч. 68
С. Губайдулина - "Лабиринт" (2011)
Б. Блахер - "Блюз", "Эспаньола", "Филармоническая румба"
М. Равель - "Павана на смерть инфанты"
Ж. Бизе - Романс из оперы "Искатели жемчуга"
А. Буртаир - "Цветок Парижа"
М. Легран - "Женщина есть женщина"
В. Скотто - "Под мостами Парижа"
Г. Миллер - "Лунная серенада"
Х. Тизол – Д. Эллингтон - "Караван".
Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.
Комментарии