Драпировки помещений Большого театра воссозданы по ручным технологиям
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Уникальные декоративные ткани для драпировки помещений исторической части здания Большого театра воссозданы заново по ручным технологиям ткацких мануфактур XIX века, сообщил официальный представитель генподрядчика директор Департамента по связям с общественностью Инвестиционной группы "Сумма Капитал" Михаил Сидоров.
"Декоративные тканые полотна, использованные для убранства помещений Большого театра, представляют большую историческую и художественную ценность. По своей значимости их можно отнести к музейным экспонатам. К сожалению, некоторая часть исторических тканей была в последствии заменена новыми, отличными от первоначальных материалами. Утраченные ткани пришлось восстанавливать заново по сохранившимся фрагментам исторических интерьеров", - отметил М. Сидоров.
Тяжёлая шёлкобумажная ткань с крупным рисунком - двуглавыми орлами - будет использована для декорирования Красной гостиной и части аванлож бельэтажа. Красная брокатель изготовлена по историческому образцу, обнаруженному на стене гостиной в 2005 году. Красный штоф с цветочным орнаментом украсит ложи бельэтажа и бенуара Директорской части и Спецзоны. Ткань воссоздана по историческим фрагментам, найденным на стенах центральной аванложи во время проведения реставрационных работ. Для обивки стен Бетховенского и Круглого залов восстановлен красный атлас цвета "шардон" или "раскалённого чугуна". Точно такой же материал был изготовлен в конце XIX века во Франции по случаю коронации императора Николая II.
Реставраторы провели полный цикл восстановительных работ: от подготовки шёлка-сырца до завершения реконструкции ткани. Для воссоздания техники XIX века мастера подбирали архивные материалы и проводили технологический анализ образцов тканей. С помощью микроскопа специалисты изучали структуру материала, уточняя рапорт узора, и при необходимости проводили его дорисовку. Для точного воспроизведения рисунка определялось количество крючков и нитей основы, а также схема ткацких переплетений. Проводился лабораторный анализ сырья, типа текстильных волокон, толщины крутки, определялся тип красителя. Разработка эскизов в цвете шла в строгом соответствии с архитектурным стилем и художественным оформлением исторических интерьеров помещений Большого театра. Цвет колера подбирался по архивным образцам ткани и утверждался комиссией, оценивавшей его соответствие с эталонным экземпляром. Затем реставраторы дополнительно подбирали оттенки цвета для идеального совпадения воссоздаваемой ткани первоначальным историческим образцам. Изготовленные на основе исследований и цветовой подборки экспериментальные образцы согласовывались с комиссией авторского надзора.
Для плетения ткани мастера использовали ручные жаккардовые станки начала XIX века, названные по фамилии французского ткача и изобретателя. Такой ткацкий станок позволяет изготавливать ткани, раппорт которых составлен из большого числа нитей. Уникальность жаккардового механизма состоит в возможности контроля отдельных основ при формировании навеса для каждого направления нити. Сотни таких нитей могут быть использованы для создания запутанных узоров на станке. При использовании разных цветов для поперечных и продольных нитей получается цветной узор, который будет выглядеть негативом на изнаночной стороне изделия. Последовательность формирования утка нити для каждого узора запрограммировано и подаётся в упряжной механизм путём перфокарт. Стоит отметить, что в настоящее время жаккардовый метод прядения исчез с массового рынка и теперь используется только при изготовлении высококачественных изделий, сообщает пресс-служба.
Для воссоздания тканей потребовалось значительное время. Только после года предварительных исследовательских изысканий мастера смогли приступить к реставрации декоративных полотен. В день из ткацкого станка выходило не более 5-6 сантиметров ткани ручной работы. За три года кропотливой работы изготовлено более 1800 метров тканого декора: 512 метров шёлковой брокатели с орлами, 600 метров штофа для лож и 744 метров красного атласа для Круглого и Бетховенского залов.
"Декорирование помещений тканью начнётся только в конце лета 2011 года, когда в здании Большого театра будут выполнены все остальные реставрационные работы. К открытию Большого театра залы зрительной части предстанут во всём блеске и великолепии XIX века", - уточнил представитель генподрядчика.
Комментарии