ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  31 октября 2012 года в Концертном зале им. П.И. Чайковского, в рамках Российско-Швейцарского фестиваля "Culturescapes-2012", состоится концерт абонемента №44 "Европа музыкальная".

Исполнители: Базельский симфонический оркестр. Дирижёр - Дэннис Рассел ДЭВИС (США).

Солисты:  Юрий Башмет (альт), Елена Васильева (сопрано), Николай Диденко (бас).

В программе:
- РАСКАТОВ - Magnum Mysterium на тексты Парацельсия, Я. Беме, О. Мандельштама, Ф. Тютчева (2012). По заказу CULTURESCAPES (Российская премьера).
- ШНИТКЕ - Концерт для альта с оркестром (Посвящается Ю.Башмету)
- ЧАЙКОВСКИЙ - Торжественная увертюра "1812 год"


Базельский симфонический оркестр давно завоевал репутацию одного из ведущих оркестров Швейцарии, о его международном признании свидетельствуют разнообразные маршруты гастролей, а также обширная дискография и престижные награды, которыми были удостоены записи коллектива. Многие авторитетные дирижёры современности сотрудничали с оркестром. А когда в 2009-м Базель-симфони возглавил известный американский дирижёр и пианист Дэннис Рассел Дэвис, известный своим пристрастием к авангарду, то Базельский симфонический стал одним из наиболее признанных в Европе интерпретаторов современной музыки.

Репутацию одного из самых неординарных и экспериментирующих дирижеров Д.Р. Дэвис завоевал своими интерпретациями музыки самых разных современных композиторов, среди которых Лучано Берио, Аарон Копленд, Ханс Вернер Хенце, Филип Гласс, Майкл Найман, Джон Кейдж. В 1980-м за запись сюиты А.Копленда "Весна в Апалачах" с Камерным оркестром Сент-Пола (США) дирижёр был удостоен премии "Грэмми" за лучшую запись камерной музыки. Стремясь пропагандировать новое музыкальное искусство, Д.Р. Дэвис стал в 1997 году одним из основателей Оркестра американских композиторов - единственного в своём роде симфонического коллектива, специализирующего на современной музыке США. Новое в искусстве стало приоритетом и его репертуарной политики с Бруклинским филармоническим оркестром. Взлет европейской карьеры Д.Р. Дэвиса связан с руководством Штутгартской оперой (1980-1987), где большой резонанс имели его постановки сочинений американского авангардиста Филиппа Гласса. Затем дирижёр возглавлял оркестр Бетховенхалле в Бонне, симфонический оркестр Венского радио, Брукнеровский оркестр Линца. Утвердившись в репутации дирижёра-авангардиста, Д.Р. Дэвис, однако, регулярно поражает меломанов интереснейшими и глубокими обращениями к классике, среди которых один из самых масштабных и резонансных - антология из 37 дисков с записью всех 107 симфоний Й. Гайдна, осуществлённая в рекордные сроки (за год с небольшим) со Штутгартским симфоническим оркестром и выпущенная в 2009-м.

В московском концерте со своим Базельским симфоническим оркестром, Дэннис Рассел Дэвис также отдаст дань классике, обратившись к Торжественной увертюре "1812 год" П.И. Чайковского. Но основную часть программы составит музыка современности. Совместно с Юрием Башметом будет исполнен посвящённый ему Концерт для альта с оркестром Альфреда Шнитке, ставший едва ли не самым известным опусом композитора, благодаря удивительной музыке медленной части. В работе над записью Девятой симфонии Шнитке Д.Р.Дэвис познакомился и с композитором Александром Раскатовым. Ему была доверена расшифровка и окончательная редакция последней, Девятой симфонии Шнитке. Теперь на московском филармоническом концерте музыка Раскатова будет откликаться на звучание Альтового концерта Шнитке.

Воспитанник Московской консерватории (класс А.С. Лемана) и аспирантуры (класс Т.Н. Хренникова), Александр РАСКАТОВ в 90-е по приглашению франкфуртского издательства "M.R. Belaieff" уехал в Германию. Исследователи характеризуют стилистику его творчества как "умеренный западнический авангардизм-постмодернизм", однако, подобно произведениям его кумира Шнитке, музыка Раскатова представляет сплав авангарда и полистилистики. А сам Шнитке с интересом относился к опытам Раскатова по объединению современных техник композиции с принципами русского фольклора и православного церковного пения. Сегодня музыка Раскатова звучит на лучших сценах мира: его опера "Собачье сердце" по Булгакову успешно прошла в Национальных оперных театрах Амстердама и Лондона, а в 2013-м намечено её исполнение в миланском "Ла Скала", где со времен Шостаковича и Прокофьева не звучала новая русская музыка. Раскатов пишет "под заказ" Лондонскому филармоническому оркестру под управлением Владимира Юровского. Специально для фестиваля "Сulturescapes" создан и опус "Magnum Mysterium", представляющий собой полистилистическую вокально-симфоническую фантазию на тексты средневековых трактатов Парацельсия, религиозно-мистические откровения Якоба Бёме, символизм Осипа Мандельштама и лирику Федора Тютчева. Воплотить композиторский замысел оркестру Базеля призваны помочь сопрано Елена Васильева - супруга композитора, как никто понимающая его стилистику, и один из самых успешных и востребованных на Западе отечественных певцов новой генерации - бас Николай Диденко. Некоторым пояснением к замыслу мистерии может стать выдержка одного из интервью композитора: "В музыке должна быть некая тайна, которая не поддается словесному постижению… В России мы хотели быть "авангардистами", а на Западе хочется лучше узнать самого себя, откуда ты, где твои корни. Композитор - это как бы сорт маятника: чем больше амплитуда его раскачивания (Россия - Европа или Восток - Запад), тем богаче его музыкальный мир. И тем больше людей он заражает вирусом своего "я"…" О "заразительности" музыки Раскатова москвичи смогут судить на филармоническом концерте Базельского симфонического оркестра под управлением Дэнниса Рассела Дэвиса.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.