"Арт-ноябрь" представляет работы "великого бомжа русского искусства"
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Завершая цикл выставок и концертов "Русское искусство. Наследие", Фестиваль "Арт-ноябрь" совместно с Культурным центром "Дом музей Марины Цветаевой" (Борисоглебский пер., дом 6) с 1 по 15 апреля представляют выставку творческого наследия "великого бомжа русского искусства" Павла Никифорова (1941-1993) "Максимализм минималиста".
Незаурядный представитель московского андеграунда, Павел Никифоров отказался от холста и многих приемов традиционной живописи, вернувшись в определённой степени к её иконописным истокам. Скупость художественных приемов, монохромность палитры, обращение к простым геометрическим формам, творческое самоограничение роднит Никифорова с его западными современниками-минималистами. "Максимализм" художника находил отражение в темах его картин: он создавал абстрактные иконы, философско-семантические картины-знаки, картины-символы, картины-пиктограммы. Наиболее эмоциональные, экспрессивные произведения Никифорова связаны с музыкальной темой: "Реквием" и "Музыкант", "Струны Паганини", "Трио", "Весна священная. Стравинский", "Нота" и др.
Работы П. Никифорова находятся в коллекциях Русского музея и Третьяковской Галереи, в Музее изящных искусств штата Коннектикут, США, в частных коллекциях известных меценатов.
1 апреля 2012 года (воскресенье), в 17.00 в рамках торжественного открытия выставки состоится концерт из произведений русских композиторов, судьба которых отчасти созвучна судьбе художника. Николай Метнер и Андрей Волконский, кардинально разнящиеся в своих идейно-эстетических позициях, оба стали своего рода "изгнанниками" в эпоху существования советской музыкальной цензуры.
Профессор Московской консерватории, блестящий пианист и композитор Николай Метнер (1880-1951) считал модернистские музыкальные течения первой половины 20-го века заблуждениями, разрушающими связь между душой музыканта и его творчеством, шёл по пути разработки языка и форм традиционных музыкальных жанров, доводя их поистине до совершенства. Восхищавшие Рахманинова и Танеева сочинения Метнера, каждая премьера которых становилась значительным событием в дореволюционной культурной жизни Москвы, после его эмиграции в 1927 году были запрещены и почти забыты вплоть до возрождения интереса к творческому наследию композитора в конце 20-го - начале 21-го века.
Князь Андрей Волконский (1933-2008) - музыкант, философ, основоположник российского музыкального авангарда, знаток и первооткрыватель добаховских шедевров, основавший ансамбль старинной музыки "Мадригал", был объектом поклонения в среде профессионалов доперестроечной Москвы. В творческих поисках Андрей Волконский прошёл сложный путь от восприятия и переосмысления влияния Шостаковича и Прокофьева до погружения в иные, кардинально отличающиеся друг от друга "культурные цивилизации" - кавказский фольклор и серийную технику западноевропейской нововенской композиторской школы.
Фортепианные квинтеты Н. Метнера и А. Волконского прозвучат в исполнении выпускников Московской консерватории, лауреатов международных конкурсов Ксении Плахтий (фортепиано), Марии Амбарцумян (скрипка), Дарьи Самойловой (скрипка), Варвары Гринденко (альт), Мины Закич (виолончель), Ольги Шамидановой (фортепиано), Дарьи Дверник (скрипка), Павла Солдатикова (скрипка), Регины Штейнман (альт), Ирины Великовской (виолончель).
Комментарии