Александр Чайковский расскажет о встречах с Тихоном Хренниковым
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 30 ноября 2011 года в Камерном зале Московской филармонии состоится второй концерт уникального абонемента "Портреты", в рамках которого своими воспоминаниями о встречах с композиторами со слушателями поделится художественный руководитель Московской филармонии, композитор Александр Чайковский. Героем новой концертной программы станет Тихон Николаевич Хренников.
Тихон Хренников родился в 1913 году в уездном городе Ельце Орловской губернии, младшим, десятым ребёнком в семье. В доме постоянно звучала музыка - почти все члены семьи играли на гитаре и мандолине, пели. В возрасте 11 лет Т. Хренников стал брать уроки фортепиано у В. Агаркова, ученика Константина Николаевича Игумнова, ректора Московской консерватории и создателя одной из крупнейших пианистических школ России. Однако определяющей для дальнейшего развития Тихона Хренникова как профессионального музыканта стала встреча с Анной Фёдоровной Варгуниной. Занимаясь с ней, юный пианист начал сочинять музыку. Свой первый опус - этюд для фортепиано - Т. Хренников написал в 13 лет, затем сочинял фортепианные миниатюры в разных жанрах - вальсы, марши, пьесы.
В 1950-е-1960-е годы Хренников успешно работал в различных жанрах: композитором были созданы оперетты "Сто чертей и одна девушка", "Белая ночь", опера "Мать" по произведению М. Горького (премьера - в 1957 году в Большом театре), Первый скрипичный концерт (1958), Виолончельный концерт (был исполнен в 1964 году М. Ростроповичем и Г. Рождественским в Большом зале Московской консерватории). В середине 1970-х годов Хренников возвращается к симфоническому жанру и пишет Третью симфонию. Впервые она прозвучала в Госоркестре под управлением Е. Светланова, затем вошла в репертуар других отечественных и зарубежных дирижёров и оркестров. 1980-е годы также были отмечены творческим подъёмом - в 1983 году был закончен Третий фортепианный концерт, за которым последовали: опера "Доротея" (по комедии Шеридана "Дуэнья"), поставленная в театре Станиславского и Немировича-Данченко; комические оперы "Золотой телёнок" и "Голый король" (по Ильфу и Петрову). Осенью 1988 года композитор сочинил свой первый квартет и виолончельную сонату.
Более четырёх десятилетий Тихон Хренников был первым секретарём Союза композиторов СССР, депутатом Верховного Совета СССР, членом Комитета вначале по Сталинским, затем – по Государственным премиям. Композитор возглавлял оргкомитет Международного конкурса имени П.И. Чайковского, был председателем Конкурса молодых композиторов России, организовал собственный класс в Московской государственной консерватории. Тихон Хренников имел звания народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР, академика Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.
Комментарии