А.Любимов представит программу из произведений Сильвестрова и Пярта
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 6 ноября 2009 года, в пятницу в 19.00 в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И.Чайковского, в рамках абонемента №26 "Выйти за пределы, прикоснуться к реальности" неутомимый пропагандист новой музыки Алексей ЛЮБИМОВ представит программу "Пение мира о самом себе", состоящую из сочинений Валентина СИЛЬВЕСТРОВА и Арво ПЯРТА.
Исполнители:
- Валентин СИЛЬВЕСТРОВ (фортепиано)
- Алексей ЛЮБИМОВ (фортепиано)
- Камерный хор "Духовное возрождение". Дирижёр - Лев КОНТОРОВИЧ
- Московский камерный оркестр "Musica Viva". Дирижёр - Александр РУДИН
В программе:
I отделение:
- СИЛЬВЕСТРОВ - Духовные хоры (1995-2007) - Российские премьеры:
- Диптих(1995)
- Двi рiздвянi колисковi (2006)
- Два духовных пiснеспiва (2003)
- Два псалма Давида (2007)
- Алiлуя (2006)
- Двi духовнi пiснi (2006)
- "Багатели" для фортепиано
II отделение:
- ПЯРТ - "Tintinnabuli" № 1: "Алина" (1976) для фортепиано
- Симфония № 4 "Los Angeles" для струнного оркестра, арфы, литавр и ударных
(2008).
При разности композиционных приёмов, этих авторов объединяет особое отношение к звучащей материи, к музыкальному времени, поискам духовных координат.
Объединение в первом отделении Багателей и Духовных хоров Сильвестрова неслучайно. Сам композитор признавался, что "…моя хоровая музыка возникла из багателей. Это песни без слов для фортепиано. Однажды они зазвучали в уме, как Аллилуйя..."
А на вопрос, что означает термин "мета-музыка", используемый Сильвестровым, он ответил так: "Это музыкальные метафоры, символическая музыка. Паузы, прикосновения, особый тон создают этому тексту символизм. В принципе, любой человеческий язык - условный. Можно витиевато говорить и ничего не сказать, а можно одно слово сказать, но с особой интонацией, и оно будет более ёмкое, чем вся конструкция. В музыке это возможно. Я хочу передать бережное отношение к звуку, когда каждый звук, даже самый простой, рождается сейчас на наших глазах. С точки зрения музыкальной теории, такие созвучия уже были. Да, всё было: и листья были, и розы были. Но каждый раз слово то же самое, а роза новая".
Творчество Арво Пярта будет представлено очень известным опусом - "Tintinnabuli" № 1: "Алина" для фортепиано, созданном в 1976 году, а также одним из последних его сочинений - Симфонией № 4. В середине 1970-х Пярт пришёл к новому стилю, основанному на простейших звуковых элементах - трезвучии и движении по тонам диатонического звукоряда, который назвал tintinnabuli (лат. "колокольчики") и охарактеризовал как "бегство в добровольную бедность". Стиль tintinnabuli был развит им в многочисленных партитурах, проникнутых смиренным и возвышенным религиозным духом.
Перед концертом в Конференц-зале с 17.30-18.30 состоится встреча-дискуссия с авторами и исполнителями.
Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.
Комментарии