16 ноября в Московской консерватории состоится концерт пианиста Юрия Фаворина
ИА «Ореанда-Новости». 16 ноября в Малом зале выступит Юрий Фаворин — один из немногих пианистов, в репертуаре которого значительное место занимает фортепианная музыка XX века и наших дней. На концерте в консерватории Ю. Фаворин представит редкую, уникальную программу отечественной музыки начала прошлого столетия, в том числе, произведения так называемого «первого русского авангарда».
Откроет вечер, пожалуй, как никогда актуальное сегодня сочинение Николая Черепнина с характерным названием «Маска красной смерти». Это — фортепианное переложение хореодрамы, созданной по одноименной новелле Эдгара По, в которой действие происходит во время эпидемии чумы. Писатель показывает контраст двух миров — безопасности внутри замка, где герои сюжета веселятся на маскараде, и свирепствующей болезни снаружи. Музыка Черепнина — первоначально балет для знаменитых «Русских сезонов» Дягилева — отражает сумрачно-тревожную атмосферу событий, подчеркивает зловещие мотивы выразительными средствами музыкального языка, близкого ранним опусам Шёнберга.
Четыре этюда Сергея Прокофьева демонстрируют черты нового прокофьевского пианизма — импульсивного, динамичного, «богатырского», того, который во многом будет определять творческий почерк композитора. Здесь впервые используется виртуозная пианистическая фактура, которая сохранится в дальнейшем во всех сочинениях для фортепиано: неслучайно друг Прокофьева, композитор Н.Я. Мясковский считал, что столь неординарные творения автора могут «отпугнуть слабых духом пианистов».
Десятая соната Александра Скрябина считается одной из самых светлых в ряду скрябинских сонат. В ней объединились поэзия леса, природы, гармония мироздания, красота русской природы — всё то, что вдохновляло композитора во время написания этого цикла на берегу Оки. Другая соната, которая прозвучит на этом концерте, — Первая соната Шостаковича. Она, напротив, представляет собой дерзкий смелый эксперимент молодого автора. Соната впитала в себя элементы джаза, массовой музыки и характерную ритмику в духе Стравинского: впрочем, советские музыкальные критики тех лет усматривали здесь отражение духа времени и прямо называли сонату «произведением, навеянным Октябрем».
И, наконец, Юрий Фаворин исполнит одно из самых значительный сочинений советского авангардиста Гавриила Попова — Большую сюиту, поражающую своей экспрессивностью и виртуозностью, смелостью композиторского замысла.
АБОНЕМЕНТ № 16
В ЧЕСТЬ 85-ЛЕТИЯ ПРОФЕССОРА МИХАИЛА СЕРГЕЕВИЧА ВОСКРЕСЕНСКОГО
Юрий ФАВОРИН (фортепиано)
В программе:
Н. Черепнин «Маска красной смерти», хореодрама по Э. По (фортепианная версия), соч. 42
С. Прокофьев Четыре этюда, соч. 2
Г. Попов Большая сюита, соч. 6
А. Скрябин Соната № 10, соч. 70
Д. Шостакович Соната № 1, соч. 12
Комментарии