В Artplay покажут "Ожившие видения" Боасха
2016 год в Европе объявлен годом Иеронима Босха в память об одном из самых загадочных живописцев в истории западного искусства, ушедшем из жизни 500 лет назад, в августе 1516 года. По такому случаю на родине художника в Хертогенбосе (Нидерланды), в Мадриде, Венеции и других городах Европы пройдут масштабные выставки работ самого Босха, а также современных мастеров, вдохновлённых неразгаданными символами и тайнами творчества выдающегося мастера Северного Возрождения.
Одним из главных мероприятий, посвящённых году Босха в России, станет мультимедийная выставка «БОСХ. Ожившие видения», которая откроется в Центре дизайна ARTPLAY 18 марта 2016 года.
«Удивительные и странные фантазии… чаще неприятные, чем ужасные», - сказал о картинах Босха другой голландец, современник живописца и автор «Книги о художниках» Карл ван Мандер. Странные, непонятные, пугающие - эпитеты чаще других встречающиеся при упоминании произведений Босха. Все суеверия и страхи, терзавшие средневекового человека, обрели плоть в его работах. Не случайно картина «Сад земных наслаждений», изображающая человечество, пойманное в ловушку своих грехов и впитавшая атмосферу эпохи, стала символом Средневековья.
Босх считается автором примерно 30 произведений, но подписаны автором лишь семь из них. Ни у одной из картин нет названия, присвоенного ей самим Босхом. Все они придуманы позже исследователями его творчества. О его жизни известно и того меньше - происходил из семьи потомственных художников, выгодно женился, не имел детей, состоял в религиозной организации - Братство Девы Марии. Кто же такой Иероним Босх? Одни считают его сюрреалистом, называя «почётным профессором кошмаров». Другие утверждают, что в его работах зашифрованы секреты алхимиков, астрологов и колдунов той эпохи. Третьи причисляют художника к еретикам, называя адептом запрещённых сект, хотя известно, что Босх был чрезвычайно религиозным человеком.
В аванзале выставки «БОСХ. Ожившие видения» создатели постарались собрать всю имеющуюся информацию о жизни и творчестве Босха, включая самые невероятные версии. А мультимедийная часть - это настоящий карнавал ужасных и одновременно притягательных образов живописца. Можно бесконечно смотреть на этот фантасмагоричный мир скользких гадов, пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей с бочками вместо животов, паукообразных существ. В них, по замечанию историка искусства Льва Любимова, «мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной. Эта мерзость, эти исчадия зловонных болот, тёмных гниющих недр кажутся просто забавными, чуть ли не уютными - такая чистосердечная внутренняя радость в творчестве живописца и так изумительна сама живопись!»
Комментарии