"Час Чаплина" наступит в ММДМ 10 апреля
Национальный филармонический оркестр России
Дирижёр – Владимир СПИВАКОВ
В программе:
Чарли (Чарльз Спенсер) Чаплин. «Огни большого города»
Аранжировка и оркестровка – Артур Джонстон и Альфред Ньюман
Реконструкция партитуры – Тимоти Брок
На один вечер зрители смогут окунуться в атмосферу немого кино 30-х годов прошлого века. «Мне захотелось сделать такой проект, и я его сделал, – говорит о программе «Час Чаплина» маэстро Спиваков. – Он имел просто ошеломительный успех. После премьеры в Доме музыки я получил тысячи писем. Затем мы показали этот концерт в Киеве и Минске. И везде люди чувствуют себя другими после этого фильма. Я рад снова представить его на большой сцене вместе с великолепным оркестром».
Чарли Чаплин в каждом своём фильме выступал в нескольких амплуа: сценариста, режиссера, исполнителя главной роли, продюсера, балетмейстера, а затем и композитора. Он обладал прекрасным слухом, отменным чувством ритма и формы, особенной восприимчивостью к музыкальной образности и языку. Играл на скрипке и фортепиано, не раз стоял за дирижёрским пультом. В общей сложности Чаплин сочинил музыку к семи собственным картинам из четырнадцати. Многие его произведения впоследствии стали мировым наследием музыкального искусства.
«Огни большого города» (1931) – один из последних немых фильмов Чарли Чаплина и, пожалуй, самая трогательная из рассказанных им историй. Героем ленты вновь стал придуманный Чаплином «маленький бродяжка», ставший к тому времени всемирно признанным и самым любимым художественным образом, когда-либо существовавшим на экране. Это был первый композиторский опыт великого комика ХХ века. «Мне нужна была изящная, романтическая музыка, которая контрастировала бы с образом бродяги и придавала бы моим комедиям эмоциональную глубину, – говорил Чаплин. – Музыка должна не конкурировать со мной, а служить в фильме контрапунктом изящества и обаяния, выражать чувство, без которого, по словам Гэзлита, произведение искусства не совершенно».
Владимир Спиваков: «Чаплин – великий поэт, который глубоко проник в сущность человеческой натуры. Он взывает к лучшим сторонам нашей души. Он был человеком, который хорошо понимал, что мы все находимся на краю пропасти, и что жизнь человеческая – это воспоминание об одном мимолетном дне, проведенном в гостях. Чаплин показал нам хрупкость человеческой жизни… Показал, что нужно верить и надеяться, и что настоящее чувство может победить многие вещи».
«Огни большого города» – самый совершенный «немой» фильм Чарли Чаплина, снятый в 1931 году, когда на экраны уже выходили первые звуковые картины. В этой картине Чаплин традиционно выступил в нескольких амплуа - как сценарист, режиссер, исполнитель главной роли, продюсер, балетмейстер, а также - впервые - как композитор.
Оркестровку и аранжировку музыки для «Огней большого города» Чаплин доверил профессионалам – Артуру Джонстону и Альфреду Ньюману, мастерство которых ценил очень высоко. Однако он сам тщательно разбирал оркестровые партитуры и вносил коррективы, если считал, что что-то в музыке не соответствует замыслу, эпизоду, характеру или образу. «Мне нужна была изящная, романтическая музыка, которая контрастировала бы с образом бродяги и придавала бы моим комедиям эмоциональную глубину, – говорил он. – Музыка должна не конкурировать со мной, а служить в фильме контрапунктом изящества и обаяния, выражать чувство, без которого, по словам Гэзлита, произведение искусства не совершенно».
В 2004 году американский дирижёр Тимоти Брок реконструировал партитуру «Огней большого города», спустя пять лет к ней обратился Владимир Спиваков. Он включил демонстрацию бессмертной ленты с живым музыкальным сопровождением в программу V Московского фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…», и этот проект имел оглушительный успех. Впоследствии маэстро и Национальный филармонический оркестр России повторили его в Москве, представили во многих городах нашей страны и за её пределами.
Комментарии