ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Война -дело крайне дорогостоящее. Поэтому кто бы что ни говорил, в основе любого военного конфликта всегда имеются экономические факторы. В Ираке это нефть, а что есть у Афганистана? Кроме пахотных высокоурожайных земель, на которых взращиваются наркотики, главное богатство страны - полезные ископаемые, оценённые в 1 трлн долларов...

"Золотые горы"

Как сообщила накануне газета The New York Times со ссылкой на источники в американской администрации, учёные из США обнаружили в Афганистане огромные залежи золота, железа, меди, кобальта и критических промышленных металлов - в частности, лития. Примерная сумма, в которую геологи оценивают обнаруженные залежи природных ресурсов - 1 трлн долларов. Для сравнения, годовой ВВП Афганистана, по данным американских источников, не превышает 12 млрд долларов. Разведанные залежи настолько огромны, что позволят не только вывести из кромешной нищеты население одной из самых бедных стран мира и поднять производительность её экономики, но и превратить Афганистан в один из крупнейших в мире центров по добыче природных ресурсов.

Во внутренней докладной записке Пентагона, в частности, утверждается, что Афганистан может стать "литиевой Саудовской Аравией". Литий является одним из ключевых сырьевых ресурсов для производства аккумуляторных батарей, которые используются в ноутбуках, телефонах и других предметах современной бытовой электроники. И это далеко не всё.

Ранее сделанные исследования показали: у Афганистана есть ещё так называемые пегматитовые поля, разведанные к востоку от Кабула. Здесь в протянувшихся на десятки и сотни километров жилах содержатся настоящие сокровища - рубины, бериллы, изумруды, а также совсем уж редкие драгоценные камни кунциты и гиддениты. А афганский лазурит и сегодня считается эталонным, его с удовольствием покупают ювелирные дома всего мира. Но главное - эти жилы оказались богатейшим источником редких металлов: бериллия, тория, лития, тантала, ниобия. Это очень дорогостоящее стратегическое сырьё, без которого невозможно современное авиа- и ракетостроение. Благодаря этим металлам получают специальные лёгкие и сверхлёгкие, прочные и сверхпрочные сплавы.

Драгоценные камни и редкие металлы - далеко не единственный геологический сюрприз, преподнесённый миру Афганистаном. Эта страна никогда не была колонией, поэтому здесь никогда не работали западные горнодобывающие компании. Хребет Гиндукуш, который вместе с предгорьями занимает большую часть территории страны, остался нетронутой кладовой минералов - случай уникальный для евразийского континента. Лишь после второй мировой войны в Афганистане начали серьёзно работать западные специалисты

Не обделил творец страну и энергоресурсами. Как заявил в 2009 году министр по горнодобыче этой страны, на афганском Севере содержится 600-700 млрд кубометров природного газа, также у страны имеется около 25 млн тонн нефти в четырёх месторождениях. Цифры в мировом масштабе более чем скромные (например, запасы России оцениваются в 47 трлн кубометров природного газа, нефти - в 25 млрд тонн). И тем не менее, эти данные подкрепляют общую картину представлений об Афганистане как об "острове сокровищ".

Однако разработка исследованных месторождений может занять годы. Правда, представители промышленности говорят, что объём разведанных запасов и характер найденных металлов, которые являются основными в современных высокотехнологичных производствах, позволят привлечь в отрасль масштабные инвестиции ещё до того, как шахты станут прибыльными.

Разработка месторождений поможет создать дополнительные рабочие места, что, по мнению американского военного командования, позволит отвлечь целые поколения от партизанской войны. "Там существует ошеломляющий потенциал, - цитирует деловая газета ВЗГЛЯД слова командующего американскими войсками на Ближнем Востоке генерал Дэвид Петреус. - Есть, конечно, много "но" - однако потенциально сделанное открытие крайне важное".

Советское прошлое "золотых гор"

Справедливости ради необходимо отметить, что исследование американских учёных, опубликованное в NYT, полностью основывается на советских разработках. Ещё в 70-х годах прошлого века наши геологи начали работать под палящим солнцем Афганистана и сделали немало очень важных открытий. Так, в середине 70-х было открыто медное месторождение Айнак. Это богатейшие руды, которые лежат почти на поверхности. Было обнаружено железное месторождение Хаджигек. Руда удивительно высокого качества, может идти в плавку без обогащения, сообщала Фергана.Ру.

В 1977 году житель Панджшерского ущелья Мухаммад Нагин наткнулся в горах на большой изумруд. Как потом выяснилось, в ущелье находятся несколько изумрудных месторождений. В конце 70-х годов на них начали работать советские геологи. Изучением афганских изумрудов занимался Георгий Пилипенко, ныне профессор Московского государственного геологоразведочного университета. "Специалисты были просто поражены, - сказал он в беседе с корреспондентом Ферганы.Ру. - Афганские изумрудные месторождения превосходят даже знаменитые копи Колумбии и по запасам, и по качеству камней". И если колумбийские недра разрабатываются уже давно и вскоре должны иссякнуть, то копи Панджшера до сих пор почти не тронуты.

После этих феноменальных открытий в Афганистан устремились американские, японские, немецкие, французские геологи. Воодушевился и СССР: дешёвая и качественная руда Айнака представлялась выгодным сырьём для крупнейшего Алмалыкского медеплавильного комбината, построенного по соседству с Афганистаном - в Узбекистане. Лакомым куском для стран-соседей была и афганская железная руда. Крупных запасов железа в регионе ни у кого больше нет, поэтому участвовать в разработке афганских месторождений готовился тогда ещё шахский Иран, традиционно испытывающий нехватку чёрных металлов.

Поскольку промышленно отсталый Афганистан не мог самостоятельно заниматься добычей полезных ископаемых, многие зарубежные компании желали вложить деньги в эту тогда ещё относительно спокойную страну. Но этим проектам так и не суждено было осуществиться. В 1978 году в Афганистане произошёл переворот, а в конце 1979-го сюда вошли советские войска. Началась гражданская война. По образному выражению одного пакистанского журналиста, "Афганистану не хватило получаса до прыжка из шестнадцатого века в двадцатый".

Война внесла серьёзные коррективы в афганскую геологию. Просоветский Кабул не смог взять под контроль всю страну, и на месторождениях ювелирного сырья начался настоящий бум кустарных разработок. Но в отличие от драгоценных копей уникальные медные, железные и многие другие месторождения с 80-х годов были заброшены. В середине 90-х ситуацию решили переломить талибы, пригласив западных инвесторов. Но и этим планам не суждено было сбыться.

В 1998 году произошли взрывы в американских посольствах в Африке, и США обвинили в них саудовского миллионера Усаму бен Ладена, который нашёл убежище в Афганистане. Отношения Вашингтона и Кабула оказались испорчены, и проекты с участием западных компаний в Афганистане были заморожены. А после 11 сентября 2001 года время талибов кончилось.

Китай и Афганистан

Афганское "золото" не настолько недоступно, как кажется. Первопроходцем здесь стал Китай. Два года назад принадлежащий китайскому государству конгломерат-корпорация "Металлургическая группа Китая" заплатил за право вести добычу руды на месторождениях близ кишлака Айнак 3,4 млрд долларов, то есть на 1 млрд больше, чем соперничавшие с ним канадцы, европейцы, русские (компания "Базовый Элемент" Олега Дерипаски) и американцы. В ближайшие двадцать пять лет планируется извлечь из недр земли около 11 млн тонн меди, что составляет треть от всех разведанных запасов Китая.

В тендере за права на реализацию айнакского проекта китайцы оставили конкурентов далеко позади и к тому же обязались вложить в сопутствующие проекты инфраструктурного характера ещё на несколько сотен миллионов долларов больше, чем предлагали прочие кандидаты. Пока что это рискованное мероприятие не доказало свою экономическую оправданность.

Однако айнакский проект свидетельствует о том, что руководство Китая, располагая большим количеством денег и держа под контролем как правительственные, так и крупнейшие промышленные структуры, объединяет воедино стратегическую, деловую и государственную деятельность. Одним движением Пекин закрепил за собой права на жизненно необходимый ему ресурс, организовал крупнейший в истории Афганистана инвестиционный проект, обязался создать тысячи новых рабочих мест в Афганистане и превратился одновременно в ведущего внешнеторгового партнёра и главный источник налоговых поступлений в бюджет этой страны.

А пока афганское правительство ищет желающих вложиться во второй мощный инвестиционный проект - гигантское месторождение Хаджигак, где, предположительно, скрывается 60 млрд тонн железной руды. В финальную часть тендера вышло семь компаний, и все они индийские или китайские. Однако одна за другой они вышли из него. Причиной неофициальные источники называют нарушения проведения тендера. Кроме того, правительство Афганистана хочет, чтобы для переработки добытой руды был построен сталеплавильный завод. Однако в условиях неспокойной обстановки на такой шаг соглашаться никто не хочет. Гораздо безопаснее экспортировать руду на заводы КНР, Пакистана или Индии. Ещё одним сдерживающим фактором является полная неизвестность в вопросах обеспечения строительства и организации процесса выплавки энергетическими мощностями и коксующимися углями. Хотя в 70 км к северу от Хаджигака расположено месторождение угля.

Не всё так просто и с "золотыми горами" Афганистана. Некоторые аналитики полагают, что, вместо того, чтобы принести мир на охваченные войной земли, известия о разведке земель могут послужить стимулом для "Талибана" в его стремлениях восстановить контроль над страной.

Безудержная коррупция, наличие которой в кабинете Хамида Карзая признают даже высокопоставленные американские чиновники, может лишь усилиться - особенно, если доступ к новым богатствам получат олигархи, приближённые к руководству страны. В прошлом году бывший министр шахт Афганистана был обвинён американцами в получении взятки в размере 30 млн долларов от китайской компании - за благополучное решение вопроса о правах на разработку одного из крупнейших месторождений меди. После этого он лишился своего поста.

Кроме того, сведения о находках геологов могут спровоцировать конфликты между Кабулом и руководством регионов, богатых полезными ископаемыми. Несколько лет назад в Афганистане было принято законодательство о добыче природных ресурсов, созданное в сотрудничестве со специалистами Всемирного банка, однако на практике оно до сих пор практически не применялось.

В то же время, американские официальные лица опасаются, что охочий до ресурсов Китай постарается заполучить контроль над разработкой открытых месторождений, что может быть весьма негативно воспринято в США, которые вложили в регион не один десяток миллиардов долларов.

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

Американцы нашли в Афганистане полезных ископаемых на 1 трлн долларов

Киргизия в огне: поджоги, убийства, насилие

Президента не штрафуют

"Откуда ноги растут" у приморского партизанского национализма

"Кинотавр": новые ставки российского кино