Война в Южной Осетии - прошло пять лет. Что изменилось?
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Пять лет назад, в ночь на восьмое августа грузинские войска начали обстрел юго-осетинской территории. Района, который в Тбилиси считали и считают своим, но он, однако, таковым не является уже больше двадцати лет. Неожиданными те события назвать достаточно сложно - чего-то подобного ждали от правительства Грузии и жители теперь уже независимого государства, и сами грузины. Ведь ещё в 2004 году, когда президент Михаил Саакашвили пришёл к власти, одним из его основных обещаний было восстановление территориальной целостности страны, то есть возвращение Абхазии, Аджарии и Южной Осетии под юрисдикцию Тбилиси.
Нельзя сказать, что агрессия в отношении мирных жителей и российских миротворцев была непредсказуемой и для России. Известно, что планы по военному вмешательству в этот застарелый конфликт существовали у Грузии давно. Не зря в Тбилиси взяли курс на сближение с НАТО, перевооружали армию, регулярно приглашали инструкторов из США. Да и факт участия в афганской компании косвенно подтверждал желание подготовить вооружённые силы страны к боевым действиям.
В итоге, все действия Тбилиси по повышению выучки своих военных оказались вполне достаточными, чтобы сломить сопротивление юго-осетинских ополченцев и небольшого подразделения миротворцев, однако их явно было мало для того, чтобы противостоять частям регулярной российской армии, которая к тому времени только встала на путь реформ.
Событиям начала и скоротечного проведения той кампании посвящено много статей, исследований и фильмов, показывающих совершенно полярные взгляды на них. В них перепутались и документалистский подход к освещению "пятидневной войны" или операции по принуждению к миру, и пропагандистский. При этом отличить первый от второго практически невозможно.
Сейчас, по прошествии первой пятилетки после тех трагичных событий, регион наполнили журналисты, желающие разузнать, что же происходит в получившей признание независимости горной республике. И, судя по их репортажам оттуда, впечатления у всех приблизительно одинаковые. Пострадали от вспышки агрессии все. Грузины - жители Южной Осетии лишились возможности вернуться в дома, оставленные перед конфликтом. Сами осетины, получив независимость, не очень понимают, что с ней делать, уповая только на дотации из Москвы. При этом Цхинвали как стоял в руинах, так и стоит, представляя из себя наглядную демонстрацию агрессии, и не очень откликаясь на финансовые вливания. Президент Саакашвили, бесславно закончив ту войну, проиграл и внутриполитические сражения. Возможно, события тех дней в немалой степени поспособствовали и этому.
Определённую выгоду из тех событий получило военное руководство России. Посмотрев на собственные вооружённые силы непосредственно в действии, было сделано немало важнейших шагов для исправления тех ошибок и недочётов, которые выявила, пусть и кратковременная, но полноценная война. Последние внезапные проверки, проведённые в армии, наглядно показали возросший уровень боевой готовности.
Но в итоге события тех августовских дней только углубили противоречия между Грузией и отколовшимися от неё регионами. Если раньше для восстановления нормальных отношений могли потребоваться годы, то теперь на это нужно не одно десятилетие, и уж точно признание потери своей территории со стороны Тбилиси.
Александр Волков, Ореанда-Новости
Комментарии