Влез в долги - пакуй чемоданы
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Принудительное выселение должников уже прочно вошло в нашу повседневность. Однако смириться с тем, что можно потерять собственность из-за "коммунальной" задолженности готовы не все.
Впервые волна лишений имущества прокатилась по всей России ещё в 2005 году. Почти сразу власти стали практиковать назидательные сюжеты в СМИ о "проблемных" квартирах. Так публично описывали двухкомнатную квартиру у Андрея Столярова в Москве, у семьи Соколовских в Санкт-Петербурге. По разным данным, в России сегодня насчитывается около полутора миллионов "злостных" неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги. В основном - это представители неблагополучных семей и алкоголики. Однако есть в их числе и вполне респектабельные бизнесмены, "забывающие" о долгах. В Белокаменной более 150 тыс. семей имеют полугодичные долги. В Подмосковье крупные неприятности нажили себе свыше 56 тыс. человек. 26 из них были выселены в прошлом году из квартир. Власти говорят, что могли бы отселить и большее количество "нерадивых" жильцов, однако закон обязывает предоставить им крышу над головой.
"Чудильник" на юго-востоке Москвы
Конечно, самый передовой опыт по отселению наблюдается в Москве. В авангарде этого процесса - префектура Юго-Восточного округа. Здесь нашли место, куда можно выселять потенциальных неплательщиков - это общежитие в Капотне (ближайшее Подмосковье). Местные жители называют его "чудильник". Уникальность этого заведения в том, что размер всех комнат в нём кратен шести квадратным метрам, ровно столько и положено по закону на одного проживающего. Голову не надо ломать, как определить переселенцев. А если они начнут буянить - внизу работает пункт милиции. "Отсюда нельзя уйти, отсюда можно только вылететь", - эта многозначительная надпись на стене общежитского коридора - крик души местных жильцов.
Не только "коммуналка"
Естественно коммуналкой принудительное выселение не ограничивается. Есть случаи и не возврата ипотечных кредитов, задолженности по выплатам налогов коммерческими структурами. Определённый процент отчуждаемой собственности - по незаконным сделкам с имуществом. По последним данным, в большинстве регионов имеются от 3-х до 10 случаев, когда банки подавали в суд для обращения взыскания на квартиры заёмщиков-должников, - заявил недавно "Комсомольской правде" президент Ассоциации ипотечных компаний Александр Буянов. Однако до принудительного выселения доходит редко - такие случаи единичны. Чаще всего банки договариваются с должниками о добровольной продаже квартиры - при этом издержки значительно меньше, чем при реализации жилья с публичных торгов по решению суда.
От пристава не уйдёшь
С первого февраля сего года вступила в силу новая редакция закона "Об исполнительном производстве", согласно которой судебные приставы получили большие полномочия. Ещё недавно они не могли прийти к должнику без "приглашения". Теперь же они вправе входить без согласия должника в его квартиру. Только на это нужно иметь письменное разрешение старшего судебного пристава. Если у исполнителя есть решение суда о выселении должника или, например, о вселении в его квартиру другого человека, такое разрешение не требуется. Приставы могут посетить и нежилое помещение, принадлежащее должнику, или даже другому человеку, скрывающему его. Изменился и порядок взыскания долгов со слишком хитрых супругов. Раньше, к примеру, муж мог записать имущество на жену и влезть в долги. Теперь пристав имеет право в судебном порядке поделить совместно нажитое имущество супругов, и выплаты будут производиться с половины должника.
Право или произвол?
Ситуацию с принудительным отчуждением собственности прокомментировала на сайте института Института "Коллективное действие" Галина Нагария - председатель Движения против произвола в жилищных объединениях. По её мнению, власти спекулируют на проблеме невыплат долгов, часто не обращают внимание на уважительные причины - болезнь, отсутствие достаточного заработка и др. При этом качество и объём сервиса монополистов ЖКХ никого не интересует, даже в том случае, если коммунальные службы имеют триллионные долги перед государством. Вызывает опасение у Галины Нагарии практика продажи с молотка имущества, которое попадает кредитору (государству). Это, по мнению правозащитницы, иногда сравнимо с узаконенной практикой рейдерских захватов собственности.
У последней черты
Итак, лишиться жилья в России можно из-за обычной просрочки "платёжки". Однако до этого жилищное предприятие обязано выяснить причину неуплаты, связаться с должником, помочь с оформлением субсидий. Всё становится серьёзней, если по истечении шести месяцев не производилась уплата за квартиру - статья 90 Жилищного кодекса РФ даёт право судебным органам выселить собственников, но только с предоставлением другого жилья (комнаты в общежитии).
Однако и в этом случае у собственника как правило есть время, чтобы "разрулить" ситуацию. Особое внимание тех, кто попал "в чёрный список" - под видом пристава могут объявиться мошенники. На работу судебных исполнителей можно пожаловаться, хотя это малоэффективно. Так что упаси Бог в России ходить в должниках.
Дмитрий Патолятов, Ореанда-Новости
Следующий материал по рынку недвижимости выйдет 19.06.2008
Читайте также по теме рынков недвижимости:
Гаражный вопрос испортил москвичей
Квартира в собственность и старики в нагрузку
Россияне не спешат страховать своё жильё
Подводные камни "коммунальной революции" в Петербурге
Есть ли будущее у проекта "Одноэтажная Россия"?
Таунхаусы: русский вариант для элиты
Дачная прописка: "за" и "против"
Мировой кризис ипотеки выявил проблемы кредитования в России
Комментарии