Тяжёлая ноша независимости
Оппозиционные политические партии и общественные движения Абхазии, объединившиеся за полгода до президентских выборов в единый фронт, накануне выступили с резкой критикой в адрес правительства и президента Абхазии за то, что те принимают решения, "противоречащие национальным интересам" республики. Жёсткой критике оппозиция подвергла чуть ли не все проекты, которые обсуждались 14 мая на встрече абхазского президента Сергея Багапша и премьера РФ Владимира Путина. Речь идёт, прежде всего, о передаче РЖД абхазской железной дороги в безвозмездное пользование на десять лет.
Оппозиция убеждена, что передача Абхазской железной дороги акционерному обществу РЖД - не России, а отдельной коммерческой структуре, которая, к тому же сейчас "испытывает довольно серьёзные финансовые трудности и, возможно, надеется их преодолеть за счёт Абхазии, приведёт к отчуждению, а в итоге - и к окончательной потере большей части прибрежной полосы республики, которая является национальным достоянием народа Абхазии".
В ответ, президент Сергей Багапш сообщил, в частности, что самостоятельно абхазская сторона восстановить железную дорогу не может. "У нас просто нет специалистов", -напомнил руководитель республики.
Одновременно подверглись критике планы по передаче некой российской компании сухумского аэропорта, "непонятная уступка плодороднейшего огромного участка земли в 200 гектаров" неизвестной "Фруктовой компании", а также планы по передаче в эксклюзивную разработку "Газпрому" и "Роснефти" углеводородных и других месторождений республики (согласно предварительным данным, запасы нефти на абхазском шельфе достигают 300-500 млн тонн).
Но особой критике подверглось намерение абхазского президента внести поправки в закон о недвижимости. "У нас земля не продаётся. Вы не можете её купить ни под каким видом. Вы можете арендовать. Побережье нельзя отгораживать и приобретать в личное пользование. Раньше мы ограничивали возможности в приобретении собственности для тех, кто являются гражданами других стран. Сейчас мы хотим изменить это положение", - пояснил Сергей Багапш.
В ответ, председатель абхазской партии экономического развития Беслан Бутба указал, что даже если это будут только россияне, граждане Абхазии не смогут с ними конкурировать - у них просто нет на это денег, и в результате со временем граждане республики "останутся на задворках". "Как вы думаете, изменится отношение к России у простых абхазцев?" - задал Бутба риторический вопрос.
Но беспокоит абхазов не только экспансия российских компаний, но и внутренняя политика действующего президента. "Мы ежедневно с экранов государственного телевидения видим оголтелую пропаганду успехов власти. Вместе с тем, восстановление зданий и дорог, которое преподносится в качестве зримой заслуги власти, осуществляется исключительно на российские деньги. Таким образом, эти средства, фактически компенсируют неэффективность власти, а не служат материальной базой для осуществления реформ. Власть откровенно паразитирует на собственном народе".
Не менее серьёзные претензии высказали оппозиционеры и к проблеме нахождения российских пограничников на территории республики. Сопредседатель Форума народного единства Абхазии Астамур Тания обратил внимание на "вопросы экстерриториальности и юрисдикции". Он заявил, что соглашение об охране госграницы требует парламентских слушаний с участием общественности. По его мнению, в документе отрицается "само существование" абхазских пограничников.
У властей же иное мнение: оппозиция Абхазии хочет, чтобы Россия республику охраняла, помогала деньгами, строила дороги, но чтобы правили здесь без России, но так не бывает. Об этом в интервью "Коммерсанту" заявил президент Абхазии Сергей Багапш. "До какого цинизма надо было дойти, чтобы российских пограничников в штыки встретить", - отметил он.
"Тебе обеспечили безопасность, тебя Россия признала - гнев всего мира на свою голову навлекла. И при этом кто-то ещё смеет говорить, что командовать здесь должны мы одни. Если уж это партнёрство, то на равных условиях, - считает глава республики. - И самое интересное, что наша оппозиция прекрасно понимает, что это правильные меры. Просто она хочет, чтобы эти меры не мы принимали, а они. Вот и вся цена вопроса".
Вероятно, подобные противоречия сохранятся, как минимум, вплоть до выборов, которые состоятся в декабре 2009 года.
Но если Абхазия находится у развилки, то Южная Осетия уже фактически сделала свой выбор – она пошла по пути России. Накануне в республике состоялись выборы. Предвыборная кампания мало чем отличалась от российской: аналогичные партии, тот же расклад сил.
Партия власти "Единство" - главный фаворит избирательной кампании, поддерживаемый не только в Южной Осетии, но и в России. "Единство" активно поддерживается и консультируется специалистами из "Единой России". В агитации можно встретить совместное фото лидеров двух партий Бориса Грызлова и Эдуарда Кокоева и лозунг "русский медведь - лучший друг осетинского барса".
Помимо "Единства" в выборах участвовали ещё три партии, некоторые из них также пытались эксплуатировать российские образы. Например, листовки Коммунистической партии украшал портрет лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Немало плакатов и Народной партии - только без лиц лидеров. Хотя предвыборный съезд партии под руководством её председателя Роланда Келехсаева прошёл 8 апреля, ЦИК этот список не зарегистрировал. Вместо этого комиссия утвердила список Народной партии, который был сформирован 10 апреля на съезде, которым руководил член президентской партии "Единство" Валерий Бибилов. Костяк списка составили сторонники президента Кокойты из организации "Союз защитников отечества".
Члены партии "Отечество" ("Фыдыбаста") заявляют, что они - единственная оппозиция на выборах. В партии состоят около 700 человек. Центризбирком Южной Осетии запретил участие в выборах бессменному лидеру "Фыдыбаста" Вячеславу Гобозову, и избирательный список партии возглавил его брат Станислав.
"Отечество" критикует власть за медлительность в восстановлении республики и за попытку узурпировать власть. Штаб оппозиционеров выглядит более чем скромно. Члены избирательного списка "Отечества" рассказывают, что на собственных машинах и за личные деньги проводили агитационные поездки по районам Южной Осетии. Оппозиционеры заявляют, "что больше слушают, чем говорят". Видимо, поэтому конкретных предложений о развитии республики от них так и не последовало.
По предварительным данным южноосетинского ЦИК, партия "Единство", которая имеет большинство в нынешнем парламенте, набирает 58,62% голосов избирателей. Основные конкуренты партии власти - Коммунистическая партия Южной Осетии и Народная партия Республики Южная Осетия - набирают по 14,60% и 20,35% соответственно. За оппозиционную Республиканскую социалистическую партию "Фыдыбаста" ("Отечество") проголосовали 3,86% избирателей.
Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости
Читайте также:
Комментарии