"Точка кипения" на пороге перемен
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Мировой финансовый кризис стал детонатором бунтов по всей Европе. Осознав, что хорошее время внезапно закончилось, люди ищут виновных в своих бедах. Греция, Латвия, Литва, Эстония, Болгария, Исландия, а теперь и Франция с Британией превратились в очаги протестов, вирус которых стремительно преодолевает границы, поражая всё новые и новые страны.
Убийство полицейскими 15-летнего подростка Алексиса Григоропулоса в Афинах накануне этого года стало искрой, от которой вспыхнули затяжные акции массового протеста. Недовольство подогревалось ощущением того, что молодёжь вынуждена расплачиваться по счетам политиков, допустивших просчёты. Безработица среди молодых людей Греции в возрасте от 15 до 24 лет достигла 21,2%, тогда как среди возрастной категории от 25 до 34 лет она равна 10,5%. Позже протесты поддержали фермеры, перекрыв границы.
Не прекращаются с ноября 2008 года волнения в Исландии, которую в 2007 году эксперты ООН признали лучшей страной для проживания и где в 2003 году валовой внутренний продукт составил около 9,5 млрд долларов, что в пересчёте на душу населения, равнялось 36 тыс. 320 долларов.
Исчезновение исландского "экономического чуда" сопровождалось значительным ростом уровня безработицы, резкой девальвацией национальной валюты – кроны и задолженностью крупнейшего банка страны Kaupthing в размере 26 млрд долларов при ВВП страны в 2008 году в 20 млрд долларов, отмечает expert.ru.
Накал январских протестов вылился в решение исландской полиции применить слезоточивый газ, чего не случалось с 1949 года, когда прошли последние массовые выступления против присоединения страны к НАТО.
Следом волны протестов сотрясли Прибалтику. Для экономик Эстонии, Латвии и Литвы, которые значительно опережали по своим темпам роста показатели Центральной Европы, кризис оказался громом среди ясного неба.
Спасая страну от дефолта, власти прибалтийских стран пожертвовали простым налогоплательщиком, увеличивая доходную часть бюджета и сокращая социальные расходы. К примеру, в Латвии для книгоиздателей и владельцев гостиниц НДС поднялся с 5 до 21%. В итоге рост налогов может похоронить целые отрасли.
При этом дорожают продукты питания, растут тарифы на коммунальные услуги, финансовая система терпит крах, становится повальной безработица. Добавьте к этому кредиты, которые висят на многих жителях этих стран, и Вы поймёте, почему люди вышли на улицы.
Штормит сейчас и во Франции с Британией. Во Франции к концу ноября прошлого года было зарегистрировано 2,06 млн безработных, общее количество безработных превысило 8%, и французские экономисты ждут, что в 2010 году безработица может достичь 10%.
В итоге 29 января французы массово выступили против продолжения реформ и за государственную защиту рабочих мест. В забастовке приняли участие учителя, студенты, юристы, врачи, работники транспорта, журналисты. Работники системы образования выступили против намерения правительства продолжить реформы, которые могут привести к сокращению в этом году 13,5 тыс. рабочих мест. Работники же французской почты опасаются, что планы правительства по оптимизации работы системы связи могут привести к её приватизации.
Стихия забастовок не миновала и туманный Альбион. В Великобритании начались акции протеста работников энергетических и других индустриальных предприятий. Они выступают против привлечения иностранных работников.
У всех этих бунтов общие черты. По всей Европе демонстранты недовольны властями и требуют их смены. Помимо этого, не проходит общий шок, связанный с тем, что хорошие времена ушли.
В какой стране в ближайшее время вспыхнет новый бунт, не возьмётся сказать ни один отвечающий за свои слова эксперт, но то, что эти бунты будут, это однозначно. И причиной тому - голод. Да-да, тот самый голод, о котором не часто вспоминают в сытой Европе. Но вспомните, с каких стран начались волнения – с Греции и Болгарии - главных импортёров продовольствия в Европе.
Это не тот голод, когда нет продуктов. Тут нечто иное. Люди сталкиваются с тем, что у них нет денег купить продукты, на которые ещё вчера были средства. Тут подорожание этих продуктов при тех же зарплатах и росте безработицы. Добавьте сюда конечность запасов МВФ, который не сможет помочь всем, и Вы поймёте, почему эксперты всерьёз опасаются выхода отчаявшихся людей на улицы.
Почему-то из века в век получается, что власти могут понять друг друга, европейские народы – тоже, а вот власть и народ никак не могут прийти к консенсусу, хотя именно в нём залог предотвращения новых бунтов.
Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости
Читайте также:
Авторынок России: кто газует, а кто тормозит?
"Имперский комплекс России" глазами "осколков Империи"
Комментарии