Тернистый путь ядерного разоружения
ОРЕАНДА-НОВОСТИ Москва и Вашингтон согласовали дату и место подписания нового российско-американского договора о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ) - 8 апреля в Праге. Столица Чехии выбрана неслучайно, год назад Обама заявил там о своей политике решительного, но постепенного избавления от ядерного оружия, за что авансом получил Нобелевскую премию мира. Согласно заявлениям СМИ, Москва и Вашингтон уже согласовали текст. Новый договор станет самым существенным документом между нашими странами с момента подписания Московских соглашений в 1991 году (СНВ-1). Договор будет действовать 10 лет и существенно сократит как ядерные заряды РФ и США, так и средства их доставки.
Медведев и Обама уже сделали ряд громких заявлений в связи с предстоящим событием. Так, по мнению российского лидера, подписание договора "знаменует переход взаимодействия России и США на более высокий уровень в развитии новых стратегических отношений", а сам документ "отражает баланс интересов обеих стран". Обама, в свою очередь, заявил, что достигнутая договорённость - "шаг вперёд, чтобы оставить позади наследие 20-го века и создавать более безопасное будущее для наших детей". Также американский президент призвал другие страны последовать примеру Москвы и Вашингтона.
Согласно новому договору, РФ и США должны сократить свои ядерные заряды до 1550 единиц каждая, что на 30% меньше существующих лимитов. Сокращение коснётся и носителей оружия, соглашение определяет их количество в 800 штук на страну, при этом 700 из них разрешается иметь в развёрнутом виде. Предполагается, что к таким показателям стороны должны прийти через 7 лет после вступления договора в силу.
Несмотря на заявленные благородные цели договора, у него появилось масса противников с обеих сторон. Камнем преткновения стало отсутствие в договоре чёткой позиции по ПРО. Отечественные противники договора обвиняют российских переговорщиков в том, что они не добились юридически обязывающей связи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными. Республиканцев из Конгресса не устраивает как раз обратное, их представители заявляют, что не ратифицируют СНВ, если там будет обязательство не создавать на территории Европы новых систем ПРО.
Для согласия сторон переговорщики прибегли к компромиссным фразам. По словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, в тексте указано, что "договор заключается в условиях, когда у сторон есть соответствующие уровни стратегических оборонительных систем. Изменение этих уровней оставляет каждой из сторон право решать вопрос о своём дальнейшем участии в процессе сокращения стратегических наступательных вооружений". Таким образом, Россия не связывает себе руки разоружением в случае начала строительства американской ПРО в Европе, а США не дают слово этого не делать. При таком раскладе жизнеспособность заключаемого соглашения ставится под сомнение.
Не внушают оптимизма и новые правила счёта боеголовок. 30 марта New York Times опубликовала информацию, согласно которой заявленная сумма в 1550 боезарядов на страну может быть существенно превышена. Замдиректора Центра контроля над вооружениями и нераспространения (Вашингтон) Кингстон Риф в интервью изданию заявил: "На бумаге Белый дом заявляет о 30-процентном сокращении боеголовок. Но это на бумаге". По словам чиновника, ДСНВ засчитывает реальное число развёрнутых боеголовок на баллистических ракетах наземного и морского базирования, однако считает тяжелые бомбардировщики за один стратегический боезаряд. Тем временем американский самолёт В-52 способен нести 14 крылатых ракет и 6 ядерных бомб. Эти 20 боеголовок засчитываются по новому договору за одну. Таким образом, по подсчётам американских специалистов, вместо сокращения 550 ядерных боеприпасов, как предполагалось ранее, США могут, не нарушая договора, ограничиться утилизацией всего 100 зарядов, России же достаточно убрать 190 единиц, вместо 1050.
Вместе с тем, по мнению заведующего отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Александра Пикаева, чьи слова приводит Независимое военное обозрение, ситуация не такая пессимистичная. По его мнению, все реальные сокращения, которые будут сделаны, будут делаться американцами путём довольно существенного уменьшения количества развёрнутых носителей и большого ограничения на неразвёрнутые носители. "У американцев сейчас больше 1,1 тыс. развёрнутых носителей. То есть им придётся существенно сокращаться. Что касается России, то у неё уже меньше 700 развёрнутых носителей", - заметил эксперт.
Стоит принимать во внимание и подходящие к концу сроки эксплуатации советских ракет, которые будут выводиться с боевого дежурства и без всяких договоров. Отечественный ОПК просто физически не сможет пропорционально заменить устаревшие системы новыми образцами, поэтому, как считают некоторые эксперты, договор России на руку - она ничего не теряет.
Таким образом делать окончательные выводы о большей выгодности той или иной стороне заключаемого договора до официального его опубликования рано. Более того, даже после подписания договора никто не гарантирует то, что он пройдёт процесс ратификации в парламентах стран.
Евгений Кириллов, Ореанда-Новости
Читайте также:
Цена совести: на трагедии в метро попытались нажиться
Комментарии