Тёмное будущее атомной энергетики
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Катастрофа на японской АЭС "Фукусима-1", которая считалась одной из самых надёжных в мире, по сути, поставила крест на абсолютной безопасности мирного атома. Что бы ни говорили атомщики, приводя массу аргументов, приходится констатировать, что фобия "Чернобыля" висит над всеми без исключения АЭС. Мартовские страсти, бушевавшие на телевидении и в СМИ, немного поутихли. Но встал вопрос: атомная энергетика - будущее или прошлое человечества?
Постоянная неспособность Tokyo Electric Power Company (TEPCO) взять под контроль ситуацию на Фукусиме - с момента инцидента прошло 3 месяца - ожесточила отношение людей к атомной энергии в Японии. По результат последних опросов, проведённых японскими новостными агентствами, примерно 75-80% граждан Японии сейчас высказываются за утилизацию всех 54 реакторов страны. А это кардинальная перемена. До настоящего кризиса большинство людей принимало атомную промышленность и линию правительства о том, что Японии, у которой почти нет никаких собственных ископаемых ресурсов, не остаётся ничего, кроме как положиться на атомную энергию, несмотря на потенциальную угрозу землетрясений.
Но если в Японии пока не стоит вопрос об отказе от атомной энергетики, то 3 страны ЕС - Германия, Швейцария и Италия - уже приняли решение. Так, правительство Германии объявило о решении прекратить эксплуатацию всех АЭС страны в конце мая. Через десятилетие, заявил министр окружающей среды Норберт Реттген, планируется расширять использование альтернативных источников энергии, сооружать необходимые линии электропередачи. Отключённые от источников питания после аварии в Японии реакторы не возобновят свою работу, и это решение "необратимо", отметил Реттген. Таким образом, Германия стала первой промышленно развитой страной, отказавшейся от атома.
Затем нижняя палата парламента Швейцарии 8 июня большинством голосов проголосовала за постепенное закрытие всех АЭС в стране. Полностью все четыре швейцарские АЭС, на которых работают пять ядерных реакторов, будут закрыты к 2034 году.
Отказ Германии и Швейцарии от АЭС поставил Италию в непростое положение. Дело в том, что до этого Италия импортировала электроэнергию, произведённую на атомных электростанциях этих стран. Итог: в Италии состоялся референдум, в ходе которого подавляющее большинство участников - около 95% - высказались против возобновления программы атомной энергетики.
Почему же немцы и итальянцы пошли на этот шаг? Речь идёт, конечно же, о возобновляемых источниках энергии: солнечной, ветряной, биоресурсной и др. По планам Берлина уже к 2020 году 38,6% всей электроэнергии должно вырабатываться именно из этих источников. К 2022 году – вероятно, уже 44-50%. Параллельно интенсифицируется политика энергосбережения. Из разряда научной экзотики она стала государственной политикой.
Италия и так сильно спонсирует "зелёную" энергетику. Дотации в неё были самыми большими в мире, гораздо большими, чем, например, в Германии, где намного меньше солнца. И только совсем недавно правительство сократило дотации примерно на треть. Причём "зелёные" операторы очень противились сокращению, заявляя не раз, "что они все умрут". А сейчас они уже готовы работать и в новых условиях. После референдума капитализация почти всех итальянских "зелёных" компаний резко возросла.
Пока же ядерную энергетику теперь будет замещать "зелёная" и, конечно, газ. На ближайшие годы именно он станет королём энергетики.
Эксперты отмечают, что единственным выходом для Италии будет развитие электростанций, работающих на природном газе. Причём газовых электростанций в Италии уже большое количество. Швейцарское издание Tages Anzeiger Zürich даже не исключает для Италии возможности превратиться в экспортёра электричества на европейском рынке.
Если такая возможность будет реализована, то Италия не сможет обойтись без российского газа. Поэтому повальный отказ европейских стран от атомной энергетики может сыграть на руку Газпрому и подтолкнуть Россию активизировать усилия по строительству газопровода "Южный поток", по которому, как планируется, голубое топливо будет поступать, в том числе, и в Италию.
"В Европе, кроме Норвегии, никто не добывает газ. Но через пять лет начнётся обвал добычи, поэтому спрос на газ расти будет и без отказа от атомной энергетики. Поэтому Газпром, строя свои экспортные амбиции, изначально ориентировался на эти факторы. "Фукусима-1" просто усугубила положение. Стратегически для Газпрома сейчас создаются благоприятные условия для увеличения поставок газа в Европу", - комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Впрочем, если Европа может позволить себе свернуть использование атомной энергией, то многие другие страны такой возможности не имеют. Цена ядерной энергии в несколько раз ниже цены аналогов.
Кроме того, эксперты пока не верят в то, что европейские страны полностью откажутся от атомной энергетики. Они считают, что "атомная истерия" пройдёт буквально через несколько лет. "Европа вряд ли откажется от атомной энергетики. Во многом этот тренд обусловлен выборными циклами в некоторых европейских странах. Я не исключаю, что через год или два все вернутся к вопросу атомной энергетики", - комментирует аналитик "ИФД КапиталЪ" Виталий Крюков.
По оценкам экспертов, после аварии на японской атомной станции "Фукусима-1" мировому рынку потребуется не меньше года, чтобы выработать новую конфигурацию строительства АЭС. Но российский "Росатом" ждать не хочет, а пытается уже сейчас столбить места на меняющемся поле атомной энергетики.
По данным МАГАТЭ, на 10 февраля 2011 года в мире работали 442 ядерных реактора. К 2020 году их число должно было увеличиться до 497, к 2030-му - до 617. По мнению "Росатома", после событий в Японии десятилетний прогноз надо уменьшить на 1% - до 490 блоков, тридцатилетний на 4% - до 592 реакторов. Международное агентство Ux Consulting, правда, считает чуть более пессимистично - в 2020 и в 2030 годах, по их данным, прогнозное снижение количества реакторов составит 5 и 6% соответственно. Но общей картины, по мнению представителей российской атомной корпорации, это не меняет. "Те прогнозы, которые мы сегодня делаем сами и видим в международных агентствах, не показывают существенного ухудшения перспектив сооружения атомных энергоблоков", - подчеркнул на круглом столе в рамках форума "Атомэкспо" начальник управления маркетинга и развития бизнеса "Росатом" Алексей Калинин.
Поэтому "Росатом" не только не меняет своих планов по дальнейшей экспансии российских АЭС за рубеж, но и усиливает работу в этом направлении. "На сегодняшний день мы внимательно следим за всеми конкурентными рынками, будем продолжать отслеживать ситуацию в „постфукусимском” периоде. И везде, где будут объявляться конкурсы или будут возможны прямые переговоры, мы будем принимать участие. Мы уже участвуем в тендерной работе по АЭС „Темелин” 3 и 4 в Чехии, собираемся участвовать в венгерском тендере по строительству блоков АЭС „Пакш”, который будет объявлен ориентировочно в следующем году. Активную работу ведём в Украине и Белоруссии. Поддерживаем тесные рабочие контакты с Арменией. В Индии речь идёт не только о второй очереди АЭС „Куданкулам”. Будет предусмотрена, как минимум, ещё одна площадка, где планируется применить российские технологические решения. Возможно также сооружение АЭС в Иордании и Бангладеш", - сказал журналистам Александр Глухов.
Кроме того, в ближайшее время для реализации зарубежных проектов госкорпорация намерена создать новую компанию под названием "Росатом Оверсиз". Она будет выступать в роли заказчика, инвестора и собственника (оператора) АЭС в тех проектах по строительству зарубежных атомных станций, которые реализуются по схеме ВОО (build-own-operate). По такой схеме, например, строится первая турецкая АЭС "Аккую" стоимостью около 20 млрд долларов. Первый из четырёх её энергоблоков с российским реакторами ВВЭР-1000 должен дать ток в 2019 году. Все расходы на строительство этой станции, первый бетон в основание которой должен быть залит летом 2013 года, берёт на себя консорциум российских компаний во главе с "Росатомом". Турки фактически лишь берут на себя обязательства закупить определённую часть электроэнергии этой станции, гарантирующей возврат вложенных в неё инвестиций.
Подобная схема в будущем, видимо, станет одной из самых распространённых в практике зарубежных строек "Росатома". Хотя, как признался Алексей Калинин, финансовый рынок как источник денег для реализации такого рода проектов российской атомной корпорации "ещё не до конца понятен".
Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости
Читайте также:
Налог на недвижимость - социальная справедливость или очередное ярмо?
Комментарии