Тёмная сторона Литвы
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 10 февраля президент Литвы Даля Грибаускайте отклонила предложение российского премьер-министра Владимира Путина о совместном строительстве атомной электростанции в Калининградской области. Об этом она заявила литовским журналистам на пресс-конференции в ходе хельсинкского форума по экологии Балтийского моря.
Необходимость в строительстве АЭС назрела в Калининградской области давно. В 2008 году было принято решение начать сооружение двух энергоблоков на территории Неманского района области. Однако работы такого масштаба сопряжены с колоссальными денежными затратами. По предварительной оценке, стоимость строительства способна превысить 5 млрд долларов. Поэтому, желание России разделить финансовое бремя вполне резонно. Впрочем, этот проект заведомо носит коммерческий характер - область не потребляет столько электроэнергии, сколько задекларировано в проекте. Следовательно, часть электроэнергии будет экспортироваться, причём весьма выгодно.
Литва же, в свою очередь, в одночасье превратившаяся из экспортёра электроэнергии в импортёра после закрытия собственной Игналинской атомной станции, также имеет определённые планы по сооружению новой станции. По словам президента Грибаускайте, в настоящее время Вильнюс намерен строить АЭС совместно с Латвией, Эстонией и Польшей.
Однако в реальность осуществления этого проекта в самой Литве, кажется, уже мало кто верит. Чем дольше топчутся на месте Вильнюс, Варшава, Рига и Таллин, тем больше появляется сомнений в жизнеспособности этого партнёрства. С момента подписания Тракайского меморандума в марте 2006 года, положившего начало идее коллективного строительства новой АЭС, прошло почти четыре года, а стороны не сделали практически ничего, чтобы хоть как-то определить свои отношения в рамках данного соглашения. Польская сторона даже не участвует во встречах премьеров, на которых эти вопросы обсуждаются. В свою очередь, Латвия и Эстония, хоть и продолжают встречи по проекту (последняя встреча состоялась в начале ноября 2009 года), но выражают всё большее недоверие проекту. Причём Таллин параллельно вынашивает планы строительства собственной мини-АЭС. Ещё год назад правительство страны утвердило две программы развития энергетического и электрического хозяйств - до 2018-го и 2020 года. В них, в частности, определено даже место строительства АЭС - остров Суур-Пакри у северо-западного побережья Эстонии.
Действия прибалтийских и польских политиков, напоминающие "бригадный подряд лебедя, рака и щуки" увеличивают число скептиков даже среди тех, кто ещё совсем недавно свято верил в реализацию данного проекта. Так, экс-президент и экс-премьер Литвы Альгирдас Бразаускас, который выступал инициатором строительства АЭС в 2005 году, сегодня утверждает, что этот шанс безвозвратно упущен. По его словам, "те, кто болтают о строительстве, не углубляются в суть проблемы. За 10 лет один киловатт мощности подорожал в пять раз. Построить один блок стоит порядка 6 млрд долларов". Теперь Литва, твёрдо уверен А.Бразаускас, подобный проект не осилит.
Кроме того, по мнению литовских экспертов, крайне пагубно на позициях Вильнюса может отразиться реализация масштабных проектов России в регионе, а частности, строительство газопровода "Норд Стрим" и АЭС в Калининградской области.
Вместе с тем, вывод из эксплуатации Игналинской АЭС вовсе не означает, что она ликвидируется как предприятие. Станция превратилась в "кладбище", на обслуживании которого, по словам генерального директора ИАЭС Виктора Шевалдина, в ближайшие годы будет занято не менее 2 тыс. человек, а на её содержание только в 2010 году будет выделено почти 100 млн евро. Параллельно близ станции идёт строительство могильников: один - для захоронения 18 тыс. кассет с отработанным ядерным топливом, второй - для оборудования, которое за время работы стало радиоактивным. Возведение могильников началось с опозданием на два с половиной - три года, что привело к увеличению расходов. Это, в свою очередь, чревато конфликтом с Евросоюзом, который может не предоставить дополнительное финансирование на окончательное закрытие станции.
В то время, пока политики безрезультатно спорят по поводу строительства новой АЭС, Вильнюс постепенно погружается во тьму. В столице Литвы в ночь на 21 января отключили уличное освещение на основных проспектах города. В городском самоуправлении пояснили, что городские власти внедряют практику экономии электроэнергии, которая после закрытия Игналинской АЭС значительно подорожала.
Крайне тяжёлая ситуация сложилась в Висагинасском районе страны, где находится закрытая ИАЭС. Правительство Литвы не в состоянии оказать в достаточном объёме помощь местным жителям, требующим безотлагательного финансирования программ приведения в порядок общественной инфраструктуры, услуг и бизнеса.
Доходит до абсурда. Оплату за электроэнергию начали взимать с заключённых литовских тюрем. По словам председателя парламентского комитета по праву и правопорядку Статиса Шадбараса, "они могут сами оплачивать электроэнергию из средств, находящихся на личных счетах либо переданных супругами, сожителями или близкими родственниками". При этом некоторые литовские правозащитники, комментируя принятие данного закона, предполагают скорое отключение тюрем от электроснабжения и теплосетей из-за долгов энергетическим компаниям и коммунальным службам.
При этом рост цен на электроэнергию разгоняет инфляцию. Рост же стоимости электроэнергии в наибольшей степени затронет металлопроизводственную и химическую отрасли промышленности, что негативно скажется на всей экономике.
После закрытия Игналинской АЭС доля российского газа в энергетическом секторе Литвы повысилась до 80%. По мнению литовских экспертов, такая зависимость от цен и надёжности поставок, определяемых одним продавцом, в данном случае РФ, может стать потенциально опасной угрозой не только для экономики. Сложившаяся ситуация может повлиять и на национальную безопасность и на политическую независимость Литвы.
Не желая зависеть от Москвы, Вильнюс ведёт пока безуспешные переговоры о покупке электроэнергии с Украиной, Белоруссией и Швецией. Вместе с тем, ряд литовских политиков продолжают считать, что электроэнергия обойдётся на 30-40 млн долларов дешевле, если её покупать у России. Однако президент Литвы Даля Грибаускайте в своём недавнем интервью исключила такую возможность, заявив, что Вильнюсу необходимы дополнительные инвестиции для осуществления экспорта электроэнергии в обход РФ. Комментируя данное высказывание Грибаускайте, экс-президент Литвы Альгирдас Бразаускас, выступающий за активное сотрудничество с Москвой в этой области, подверг резкой критике действия руководства страны в сфере энергобезопасности, заявив, что современные литовские политики должны сосредоточиться на решении проблемных вопросов населения Литвы, а не демонстрировать свои политические амбиции. В вопросе же строительства новой совместной АЭС на территории страны ситуация в стадии: "а воз и ныне там".
Артём Телицын, Ореанда-Новости
Читайте также:
Отмена сертификации в России: за качество НЕ отвечаю
Sollers - Дальний Восток: ложка мёда в бочку дёгтя
Комментарии