ОРЕАНДА-НОВОСТИ  За последние несколько недель мировые СМИ активно обсуждали ситуацию в Пакистане, когда почувствовавшие силу талибы оказались на расстоянии "вытянутой руки" до столицы одной из ядерных держав.

Особое волнение выказывали США и Индия, которых самым непосредственным образом может затронуть попадание ядерного оружия в руки мусульманских фанатиков. Так, 23 апреля Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что ситуация в Пакистане представляет "смертельную угрозу" для безопасности США и всего мира. Подобное заявление вполне соответствует реальности, так как находящийся в политическом кризисе и раздираемый религиозно-этническими противоречиями Пакистан стал уязвим для экспансии радикального ислама, насаждаемого талибами.

Многие эксперты сходятся во мнении, что переломным моментом, когда пакистанские власти перестали контролировать ситуацию на севере страны (преимущественно населённом, как и Афганистан, пуштунами) стал уход с поста президента Первеза Мушаррафа. Бывший генерал, Мушарраф пользуясь значительной поддержкой армии, которая, подобно турецкой, удерживает страну от скатывания к радикальному исламу, держал всех фанатиков в "ежовых рукавицах".

В августе 2008 года под давлением оппозиции, требующей провести демократические выборы, он подал в отставку. Новым президентом стал умеренный Асиф Али Зардари, который с самого начала президентского срока начал активно выступать против ракетных обстрелов войсками международной коалиции в Афганистане (ИСАФ) пакистанских приграничных районов, напичканных базами талибов. Поскольку основу Талибана составляют пуштуны, проживающие по обеим сторонам границы, то лидеры боевиков активно используют относительно спокойное по сравнению с Афганистаном пакистанское приграничье, как плацдарм для борьбы с войсками ИСАФ. Умеренная позиция новых властей была истолкована исламистами как слабость и сигнал к действию. За считанные месяцы они распространили своё влияние и на другие населённые пуштунами районы, находящиеся в глубине страны и ранее находившиеся под контролем властей.

В феврале 2009 года талибы из группировки "Движение за соблюдение шариата" под руководством Байтуллы Масуда захватили 30 пакистанских полицейских и военнослужащих в долине Сват. Они предъявили требования пакистанскому правительству об официальном введении в долине Сват законов шариата. Пакистанские власти пошли на уступки боевикам, пообещав разрешить ввести там шариат в обмен на прекращение боевых действий против правительственных войск. Талибы согласились на перемирие, но потребовали от президента принятия соответствующего закона. В начале апреля 2009 года духовный лидер талибов в данном регионе Суфи Мухаммад объявил о прекращении перемирия, поскольку, по его словам, правительство не выполняет договорённости и не позволяет открывать шариатские суды. Это заставило власти поторопиться, и уже 13 апреля был издан соответствующий закон. Причём в нём уже речь шла о введении шариата не только в Свате, но и во всех шести северных районах Северо-западной пограничной провинции.

Исламисты не собирались удовлетворяться выполнением их религиозных требований и попытались установить полный контроль над соседними административными районами, в том числе Бунером, расположенным к югу от Свата и всего в сотне километров от Исламабада. После того, как отдельные отряды боевиков были замечены уже в 50 км от столицы, армии пришлось применить силу. 28 апреля были начаты крупномасштабные боевые действия, а 29 апреля части пакистанской армии выбили боевиков из административного центра района Бунер города Дагар.

Очередные сообщения о столкновениях между армией и боевиками пришли из района Дир, который находится между долиной Сват и Афганистаном. Армия применила силу после нападения на военную колонну, что дало лидерам талибов повод заявить о том, что правительство якобы не соблюдает достигнутые договорённости, а потому они продолжат вооружённое сопротивление властям.

В настоящее время в боях с правительственными войсками уже погибли более 700 талибов. Министр внутренних дел Пакистана Рехман Малик подчеркнул, что операция будет продолжаться до тех пор, пока все боевики, обосновавшиеся в долине Сват и на прилегающих территориях, не будут уничтожены. В связи с возобновлением боевых действий долину Сват покинули 500 тыс. человек. Они находятся во временных палаточных лагерях. Как отмечает Associated Press, жители северо-западных районов Пакистана не доверяют правительству и не верят в то, что армии удастся справиться с боевиками. Высказываются опасения, что рост числа беженцев будет способствовать укреплению позиций боевиков, поскольку талибы могут принять их в свои ряды.

Несмотря на наметившиеся успехи в борьбе с исламистами, ситуация имеет перспективы к ухудшению, поскольку центральная власть всё ещё слаба. В стране не прекращается политический кризис вызванный религиозно-этническими противоречиями пакистанского общества. Помимо талибов в Пакистане присутствуют и другие дестабилизирующие обстановку силы: это шиитское меньшинство, которое считает себя притесняемым суннитским большинством; это белуджи, которые не против образовать национальное государство на населённых этим народом частях Ирана, Пакистана и Афганистана; это группировки кашмирских сепаратистов, созданные пакистанскими спецслужбами для противостояния Индии, но, как полагают, вышедшие из-под контроля; а также многочисленные религиозные движения, отстаивающие свои религиозные взгляды с помощью террора. Вносит свои коррективы и финансовый кризис, который порождает всеобщее недовольство.

Подобная ситуация не может не волновать США, Индию и другие государства. Приход к власти в Пакистане исламистов сведёт на нет все успехи возглавляемой США международной коалиции в Афганистане, а попадание в руки талибов ядерного оружия может привести к непредсказуемым последствиям. Американцы неоднократно проявляли интерес к местонахождению пакистанских ядерных арсеналов, однако вместо информации получили заверения военных, что "всё под контролем". Вероятно, последние не слишком надеются на реальную военную помощь Штатов в кризисных ситуациях и остерегаются того, что они при угрозе захвата арсеналов талибами просто уничтожат их. Озабочена происходящим и соседняя Индия, которая и так с Пакистаном не дружит из-за Кашмира, однако заинтересована в том, чтобы в регионе сохранялась какая-никакая, но стабильность. Поэтому Дели выбирает из двух зол известное.

Определённо можно заявить, что сложившаяся ситуация – следствие отсутствия в стране "сильной руки". Как показывает современная история Пакистана, наибольший порядок в стране сохранялся, когда страной правили военные (Мухаммед Зия Уль Хак, Первез Мушарраф). Они пользуются поддержкой вооружённых сил и легче находят язык с союзниками в лице США. Однако, как показывает всё та же история, военные приходили к власти с помощью переворотов. Не исключено, что сложившаяся ситуация – "тот самый случай" и недовольные царящим в стране бардаком военные снова захотят навести порядок. В приходе к власти военных заинтересованы также и США, которые готовы спонсировать стабильный режим.

Евгений Кириллов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Евровидение: победить по новым правилам

Прерванный полёт губернатора: кто виноват в иркутской трагедии?

3 месяца для Ирана

Победа, которую не забудут