Ставка на дагестанцев: боевики и силовики меняют тактику
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В Дагестане продолжают греметь взрывы и звучать выстрелы. В схватках с боевиками гибнут не только спецназовцы и милиционеры, но и простые граждане. В этих условиях власти изменили тактику, приступив к созданию республиканских антитеррористических подразделений. Сумеют ли они добиться решительного перелома в войне с бандитами?
Очередная контртеррористическая операция была начата в Махачкале силовыми структурами около восьми вечера в пятницу 24 сентября, после того, как милиция оцепила дом на улице Магистральной, где в одной из квартир находились боевики "махачкалинского джамаата", планировавшие теракт в столице Дагестана. Отказавшиеся сдаться ваххабиты ожесточённо отстреливались в течение четырёх часов. Несмотря на поздний вечер, в районе КТО за оцеплением собралось достаточно много местных жителей, которые наблюдали за происходящим. Примерно в 23.35 к толпе около дома номер 29 по проспекту Акушинского, где было выставлено первое внешнее кольцо оцепления спецоперации, подошёл террорист-смертник и взорвал себя устройством мощностью, равной примерно трём килограммам в тротиловом эквиваленте. "В результате взрыва в месте сосредоточения стоящих в оцеплении работников милиции ранения получили 26 человек. 13 сотрудников милиции и 13 мирных жителей", - сообщили СМИ в информационном центре Национального антитеррористического комитета.
В субботу с наступлением светлого времени суток спецоперация была возобновлена. Вскоре НАК сообщил об успешном завершении КТО, в ходе которой были уничтожены 4 боевика (среди них находившийся несколько лет в федеральном розыске главарь одной из банд Алибек Абуназаров), а также задержан находящийся в федеральном розыске член НВФ Дмитрий Арбузов (исламское имя "Умар"). В ходе субботнего штурма погибли двое спецназовцев.
Глава Дагестана Магомедсалам Магомедов навестил в больнице милиционеров, раненных во время теракта в Махачкале. Он пообещал, что все раненые получат материальную помощь в соответствии с законом, а также дополнительно из республиканского фонда помощи пострадавшим. При этом Магомедов заявил относительно бандподполья в республике следующее: "Они не выбирают средств, им лишь бы побольше вреда нанести людям. Это говорит о том, что бандподполья, после того как их обезглавили, пытаются такими вылазками показать, что они на что-то способны. Фактически это начало их агонии…".
Однако в данный момент, по всей видимости, уместнее всё же говорить не об агонии, а о смене боевиками тактики. Независимые эксперты указывают на то, что в последнее время на экстремистских сайтах, наряду со ставшими привычными призывами к уничтожению оккупантов, кафиров и муртадов, уже неоднократно появлялись сообщения, осуждающие местных жителей, которые просто стоят и смотрят на то, "как убивают их братьев-мусульман". Эти сообщения боевиков и им сочувствующих завершаются, как правило, призывом действовать. Совершённый террористом-смертником самоподрыв, в результате которого пострадали не только милиционеры и военные, но и жители Махачкалы, может означать начало новой тактики, направленной и против местного населения.
Вместе с тем, силовые структуры в республике и в федеральном центре отдают себе отчёт во взрывоопасности ситуации в Дагестане. Неслучайно, в ходе недавних встреч президента Магомедова с главой МВД Рашидом Нургалиевым и посещения республики главкомом внутренних войск МВД РВ Николаем Рогожкиным, было принято решение усилить здесь группировку силовых структур. Власти Дагестана и МВД РФ уже приступили к созданию республиканских спецподразделений, основной задачей которых станет поиск и уничтожение боевиков. Самым крупным из создаваемых подразделений станет специальный моторизованный полк внутренних войск со штатной численностью личного состава в 750 солдат и офицеров, первоначальным местом дислокации которого станет временный палаточный городок недалеко от Махачкалы. Создаваемый на базе 102-й бригады внутренних войск спецполк, состоящий из трёх батальонов, будет оперативно подчиняться главе МВД Дагестана и входить в структуру Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск.
Очевидно, что при создании данной структуры власти учли опыт Чечни, где уже давно функционируют подразделения внутренних войск "Север" и "Юг", регулярно проводящие антитеррористические мероприятия. Информацией о том, будет ли использован, в Дагестане опыт Чечни по привлечению во внутренние войска амнистированных боевиков, отечественные СМИ пока не располагают. По словам первого вице-премьера Дагестана Ризвана Курбанова, курирующего работу местных силовиков, в будущее подразделение уже приняты 250 дагестанцев - в основном бывшие спецназовцы, имеющие опыт боевых действий в Чечне и других горячих точках. Готовить к службе их будут инструкторы также из спецподразделений.
Оценивая ситуацию в целом, нельзя не отметить, что в затяжной борьбе на Северном Кавказе тактику меняют и боевики, и силовики. В Дагестане и те, и другие решили шире опереться на местное население, т.е. сделали ставку на дагестанцев. Боевики хотят терактами в отношении мирного населения подтолкнуть его к активной борьбе с "оккупантами", а силовики, очевидно, рассчитывают на своеобразную "дагестанизацию" противостояния в республике, аналогично "чеченизации" конфликта в соседней Чечне, что означает передачу ответственности за антитеррористическую деятельность и ресурсов на её проведение местным силовым структурам.
Насколько успешным и эффективным будет для российских силовиков тиражирование чеченского опыта за пределами Чечни, покажет уже ближайшее будущее.
Андрей Терёхин, Ореанда-Новости
Читайте также:
В дагестанском селе прогремел взрыв
СКП признал взрыв в Махачкале терактом
26 человек пострадали при подрыве террориста-смертника в Махачкале
Комментарии