ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Современное оборудование, сотни рабочих мест и большие перспективы – так описывали центральные СМИ открытие во Владивостоке нового завода по производству автомобилей компании Sollers. Данная акция связана с желанием Кремля сгладить недовольство приморцев повышением пошлин на ввоз авто. Правда, пока этот шаг не вызвал особого энтузиазма на Дальнем Востоке.

Для начала немного цифр. Подсчитано, что за 9 месяцев 2009 года через таможенные пункты Дальнего Востока были ввезены 41 787 легковых автомобилей. Для сравнения - за тот же период прошлого года были ввезены 351 096 легковых машин. Почти в девять раз снизилось количество ввезённых грузовиков и в четыре - автобусов. На столько же снизились платежи в бюджет. По данным Общества автодилеров Приморья, рабочие места в частном автобизнесе потеряли свыше150 тыс. человек.

Свои убытки подсчитывает железная дорога, перевозившая на специальных платформах иномарки (в один вагон грузят обычно от трёх до десяти автомобилей). "Для погрузки подержанных иномарок на ДВЖД в этом году может понадобиться около 540 вагонов - это в 5,5 раза меньше, чем в прошлом году", - сообщили специалисты Дальневосточного центра транспортного обслуживания.

Провалилась и государственная затея по субсидированию железнодорожной доставки новых автомобилей с европейской территории России на Дальний Восток: за год было перевезено всего лишь около 2 тыс. машин, а из запланированных правительством 2 млрд руб. потрачено 54 млн.

Итог: более сотни тысяч безработных, гигантские экономические потери за недосбор таможенных пошлин, а население лишено права покупать дешёвые, но качественные японские авто. Целая бочка дёгтя. А ложкой мёда должен был стать новенький завод Sollers, с помпой открытый в конце прошлого года на Дальнем Востоке. Да только и мёд оказался несладким…

Начнём с того, что сразу же после открытия завод "Sollers-Дальний Восток" ушёл на новогодние каникулы, которые затянулись до февраля. "Это общепринятая практика для автомобильного производства. В это время традиционно падают объёмы продаж", - пояснила руководитель департамента по связям с общественностью и коммуникациям "Sollers-Дальний Восток" Варвара Насырь. А месячный простой представитель компании оправдывает тем, что "в январе специалисты отлаживали оборудование, установленное в цехах, а с 1 февраля завод будет работать в две смены пять-шесть дней в неделю в зависимости от производственного плана. Производственные мощности автозавода позволяют выпускать с конвейера 23 автомобиля в сутки, но в феврале он не будет работать в полную силу".

Производственные мощности предприятия на первом этапе в 2010 году составят 15 тыс. автомобилей в год с дальнейшим расширением до 40 тыс. автомобилей в год к 2012 году. Однако местные автопроизводители до повышения пошлин производили 50 тыс. автомобилей в год.

Автодилер, заместитель председателя общества защиты автомобилистов Приморского края Константин Шатоба говорит, что "Sollers-Дальний Восток" "фактически планирует заниматься отвёрточной сборкой - тем же, что в Приморье называется "выпуском конструкторов“ (сборкой автомобилей из отдельно ввезённых агрегатов, что позволяет снизить таможенные пошлины), но у местного автобизнеса, который не получал никакой поддержки государства, до повышения пошлин масштаб производства был выше - в районе 50 тыс. автомобилей в год".

С экспертом согласны и местные жители. Как пишет один из них, "никаких автозаводов на Дальнем Востоке никто не строил. Рекламируется небольшая мастерская, где будут прикручивать колёса, устанавливать бампера и набивать VIN. Привозятся готовые "Авто", без колёс и бампера, декларируются на российской таможне, как комплектующие, делается это для того, чтобы уйти от таможенной пошлины и не платить государству. Такая мастерская, по факту может располагаться в простом гараже, но имеет по бумагам статус Завода, т.к. в данном случае, только производитель может выдавать техпаспорт".

Увы, это далеко не всё. Несмотря на то, что первым автомобилем, сошедшем с его конвейера стал "УАЗ" (на нём даже прокатился премьер-министр Владимир Путин, присутствовавший на открытии), выпускать такие машины на Дальнем Востоке " Sollers " теперь планирует только в очень ограниченных объёмах. То есть только по специальным заказам, которые планируется получать от государственных и муниципальных служб. В пресс-службе компании сообщили, что "количество этих автомобилей будет исчисляться десятками" вместо ранее заявленных 1,5 тыс. на первом этапе запуска производства.

Идём дальше. Первые автомобили с конвейера владивостокского завода компании Sollers, с чьей помощью правительство Владимира Путина рассчитывало успокоить оставшихся без дешёвого автоимпорта жителей Приморья, отправятся … за тысячи километров на запад России. Непонятно, если компания ориентирована на потребителей из центральной части страны, то какая экономическая целесообразность организовывать производство за несколько тысяч километров от рынка сбыта?

Туманны и перспективы самого завода. Продукции "Sollers-Дальний Восток" сложно будет найти покупателей на местном свободном рынке. Корейские автомобили, а тем более российские, по критерию цена-качества значительно уступают японским. Sollers может надеяться разве на поддержку административного ресурса - если чиновников обяжут для нужд ведомств покупать их автомобили.

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

Валентинов день: pro et contra

Чем запомнится Ванкувер-2010?

Помаранчевый закат

"Русский допинг" - психологический прессинг или печальная реальность?