Время - самый безжалостный палач исторической культуры. Пыль веков похоронила многие тайны и загадки, артефакты и мистические предметы, которые, не исключено, так никогда и не будут найдены… Время укутало их в кокон вечности и не собирается расставаться с ними ради человеческого триумфа. Хватает и загадок, которые человек сумел отыскать, но не смог разгадать. Древние цивилизации оставили после себя следы, по которым можно восстановить не только их жизнь, но и по настоящему фантастические деяния. Удивительным народам и их необыкновенному наследию посвящается цикл "Загадки цивилизаций".

ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Шамбала - одна из главных загадок Азии. До сих пор неизвестно, существовала ли эта страна на самом деле. Впрочем, у Шамбалы множество определений - вплоть до таких, которые не предполагают физическое её наличие.

Так, например, советский учёный Кузнецов и известный востоковед Гумилёв с помощью древней тибетской карты установили, что такая страна существовала на самом деле. Автор карты имел в виду период господства Сирии (Сирия по-персидски называется "Шам", а слово "боло" означает "верх", "поверхность"), который пришёлся на III-II века до нашей эры.
Согласно другой версии принято считать, что Шамбала - это мистическая страна в Тибете или где-то совсем рядом. Наконец, третьи склонны думать о Шамбале, как о состоянии души, о соединении человека с Богом.

Существовала эта страна на самом деле или является предметом вымысла древних тибетских лам - сказать нельзя, но поиски Шамбалы начались давным-давно и продолжаются по сей день. Мистическую страну искали ламы, паломники, философы и учёные. В XX веке Шамбалой активно интересовались нацисты и руководство СССР. Множество исследований предприняли Николай и Елена Рерихи. Вот что писал известный художник о легендарной земле: "Если будет произнесено здесь самое священное слово Азии - Шамбала, вы останетесь безучастны. Если то же слово, будет сказано по-санскритски - "Калапа", вы также будете молчаливы. Если даже произнести здесь имя великого Владыки Шамбалы - Ригден-Джапо, даже это громоносное имя Азии не тронет вас. Но это не ваша вина. Все сведения о Шамбале так рассеяны в литературе. На Западе нет ни одной книги, посвящённой этому краеугольному понятию Азии". В те годы на Западе о Шамбале, действительно, знали немногие. Прошло почти сто лет, за которые были выпущены сотни книг, напечатано тысячи статей, а Шамбала так и не стала ближе.

Несмотря на полное отсутствие физических следов Шамбалы некоторые люди умудрялись писать путеводители по этой стране. Самое известное такое произведение было создано в XVIII веке. Его написал III Панчен-лама (это второй по рангу лама после Далай-ламы в школе гелуг тибетского буддизма). Панчен-ламы образуют линию передачи реинкарнаций (тулку), представляющих собой проявление будды Амитабхи) Лобсанг Палден Еше. Произведение так и называется "Путь в Шамбалу" (полное название "История Арьядеши и Путь в Шамбалу, Святую землю"). Согласно этому трактату, человек, отправляющийся в Шамбалу, становится садхакой, то есть готовым к совершенству и просветлению. В своём прологе Панчен-лама написал, что, в конце-концов, Шамабала станет единственным местом, где сохранится духовное учение.

"В будущем мышление всех рождающихся на Земле людей станет всё более болезненным и искажённым, а доктрина сына королевы Майи (Будды Шакьямуни) - всё более очернённой, опороченной. Обнаружится всё больше людей, предлагающих на разных языках неверные выходы. В те времена не будет никаких настоящих духовных или трансцендентальных достижений - сиддхи. Чувствуя, что у них больше нет духовных сил, люди постоянно будут вести борьбу между собой (ничего не напоминает? - прим. авт.). Совершенство станет для них недостижимо, поэтому жители Земли будут распространять вокруг себя одно лишь страдание. Высший смысл, которого всё ещё будут жаждать единицы и по которому они будут тосковать, сделается недостижимым. Люди будут становиться всё грязнее, всё более замаранными, из-за чего от них попрячутся даже духи, не говоря уже о богах!..", - говорится в трактате.

Удивительное дело - Лобсанг Палден Еше очень подробно и живописно описывает путь в мистическую страну, а самой шамбале и её столице Калапе уделяет лишь несколько страниц. По мнению III Панчен-ламы, Шамбала имеет очертания мандалы - сакрального символа, типичная форма которого внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг. Её окружает кольцо гор, лес в три ряда, крепостная стена с восемью воротами, двадцать восемь городов, а в центре - столица Калапа, спланированная в форме квадрата, с округлым центральным зданием, выстроенным из драгоценных камней. Всё вокруг зеленеет и цветёт, щебечут птицы, гуляют животные невиданной красы. Люди Калапы подчинили себе все высшие силы и разговаривают на языке богов - санскрите.

Подробное описание пути и скупые детали самой Шамбалы объясняются тем, что главный элемент в путешествии - не конечная цель, а сама дорога. Знаток религий и мифологий Эвин Бернбаум, написавший книгу "В поисках Шамаблы" считает, что описанное III Панчен Ламой странствие очень напоминает сам процесс пробуждения, который называется Марга, что значит Путь или Путешествие. Недаром говорят "дорогу осилит идущий", ведь постоянное движение, неважно в физическом или духовном аспекте, поможет жить в гармонии с собой и окружающими. И Шамбала сама распахнёт двери перед вами.

Алексей Примечаев, Ореанда-Новости

Следующий материал по теме выйдет 23.07.2008

Читайте также:

Тибет - закрытая страна открытий

Древние инки - империя первых компьютеров

Викинги преподали миру урок искуснейшего имиджмейкерства

Тайна хрустального черепа цивилизации майя

Цивилизация майя: знания из ниоткуда?

Гроза Европы, короли морей, первооткрыватели и разбойники

Легенды о шаманах

Шаман - как много в этом слове...

Каменные головы - негры в Мезоамерике?

Миссия ольмеков оказалась загадочнее майя

Древний Египет: загадка на загадке

Артефакты: загадки без ответа