Саммит министров G20: о кризисе, колдобинах и зубной пасте
Даже Кудрин изменил своему амплуа отчаянного пессимиста и излучал сплошной позитив. России он пообещал скорый выход из кризиса, заявив, что "мы нашли дно и начинаем от него отталкиваться". Впрочем, обольщаться не стоит: эксперты говорят о том, что кризис, благодаря усилиям мировых властей, входит в тяжёлую фазу, а сам саммит обозвали пустой болтовнёй.
Exit strategy
Главной темой встречи стало согласование exit strategy, то есть вопросов перехода от антикризисных программ поддержки экономики к посткризисному периоду. Как и ожидалось, мнения участников по этому вопросу разделились.
На прекращении масштабной господдержки особенно настаивали Германия и Франция, чьи экономики уже идут в гору. Однако их оппоненты - БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и Великобритания - горячо воспротивились этой идее, заявив, что спешить пока не стоит. В итоге, последние победили: в коммюнике было зафиксировано решение продолжать государственное стимулирование экономики.
"Мы продолжим решительно предпринимать необходимые шаги по финансовой поддержке и принимать расширенные монетарные и фискальные меры до тех пор, пока не будет достигнуто стабильное восстановление", - говорится в документе, который озвучил хозяин встречи - министр финансов Великобритании Алистэр Дарлинг.
Министры считают, что свёртывание антикризисных программ будет непростым. Так некоторым странам - с учётом падения ВВП и роста социальных расходов, снижения доходов - не удастся легко сократить дефицит бюджета, отметил Кудрин. Им придётся либо снижать расходы, либо повышать налоги, что будет "в любом случае очень болезненными мерами выхода из кризиса", считает министр. "Понятно, что не будет очень простым сворачивание ликвидности. Было сравнение, что это как зубную пасту запихать обратно в тюбик", - сказал он.
В целом же, Алексей Кудрин так передал содержание дискуссий: "Все уговаривали друг друга, что ещё рано расслабляться". Неопределённость в развитии экономики остаётся очень высокой, а "ростки позитива ещё очень неустойчивы", передаёт Интерфакс слова российского министра. По словам вице-премьера, его коллеги ожидают, что "финансовый сектор будет ещё лихорадить, много было сравнений, что нам придётся ехать по колдобинам, по кочкам, нас ещё будет бросать".
Болезненные бонусы
Однако в центре внимания на этот раз оказалась не борьба с мировым кризисом, а создание более безопасной финансовой системы. Министры обсуждали, как ограничить размеры бонусов банковских служащих и использовать часть получаемых ими денег для создания резервов, призванных подстраховать банки на случай очередного кризиса.
Некоторые страны G20, среди которых Франция и Германия, высказались за ограничение бонусов топ-менеджерам крупных компаний, в том числе банков, которым оказана государственная поддержка. Семь стран ЕС даже подписали специальный документ, где призывают "двадцатку" ограничить премиальные выплаты.
Британия, США и ряд других стран занимают более мягкую позицию. Например, канцлер Казначейства (министр финансов) Великобритании Алистер Дарлинг заявил, что ограничение бонусов для высокопоставленных сотрудников коммерческих компаний невозможно осуществить на практике. "Мы должны представить глобальное практическое решение по бонусам, но если мы ограничим бонусные выплаты, то работодатели просто поднимут основные зарплаты", - считает Дарлинг.
Чуть более категоричен министр финансов США Тимоти Гайтнер. "Мы не можем допустить, чтобы всё вернулось на исходные позиции, к той точке, где мы были на пике бума. Этого не должно повториться и не повторится. Нельзя ждать от банков, что они сами решат эту проблему, потому что эту проблему надо решать всем вместе... так что над этим должны поработать законодатели", - цитирует Рейтер слова Гайтнера.
В согласованном проекте заявления "большой двадцатки" сказано, что выплата премий должна производиться только через несколько лет, когда станет очевидным позитивный результат деятельности того или иного менеджера. Предлагается также включать в контракты банкиров пункт, согласно которому бонус придётся вернуть в том случае, если по прошествии времени их решения окажутся неверными. Кроме того, премии предполагается выплачивать не деньгами, а акциями компаний - таким образом финансовое положение менеджеров будет напрямую зависеть от успеха их компаний.
Налоговые гавани
Кроме того, на саммите был определён и крайний срок для так называемых налоговых гаваней - стран с льготными налоговыми режимами (например: Лихтенштейн, Монако, Люксембург). Санкции по отношению к ним не будут приниматься до марта 2010 года. К этому времени эти юрисдикции должны заключить соглашения с другими государствами об обмене налоговой информацией.
По неофициальным данным, среди санкций будет, например, пересмотр инвестиционной политики МВФ по отношению к той или иной стране. Экономические санкции будут вводить также сами члены G20.
Дорогу Китаю
Ещё один важный аспект коммюнике - усиление позиций развивающихся стран при принятии решений в Международном валютном фонде и МВФ. Многие были недовольны нынешней ситуацией, при которой такая страна, как Китай, имеет те же права при голосовании, как Голландия - несмотря на явную разницу в масштабе их экономик.
Финансовая "большая двадцатка" согласилась на "значительное" расширение влияния развивающихся стран на мировой арене.
Теперь проект коммюнике станет основой официальных рекомендаций Cовета финансовой стабильности - созданного недавно международного органа, состоящего из представителей центральных банков и финансовых регуляторов стран мира. Ожидается, что эти рекомендации будут согласованы и поддержаны в ходе саммита лидеров стран "большой двадцатки" в американском Питтсбурге, который состоится в сентябре. Вместе с тем, принятые в Питтсбурге документы не будут иметь прямой юридической силы: каждая из стран должна будет самостоятельно решить, придавать ли изложенным в них рекомендациям силу закона.
В целом же саммит вызвал ощущение, что страны пытаются предупредить следующую волну кризиса, полагая, что с прежними проблемами уже покончено. Вот только нескольких хороших новостей недостаточно, чтобы с уверенностью сказать, что кризис заканчивается. Более того, ряд экспертов уверены - худшее впереди. Так, например, в экспертном комментарии Института глобализации и социальных движений говорится, что меры по поддержанию стабилизации мировой экономики подталкивают переход кризиса в более тяжёлую фазу, а антикризисные меры себя не оправдывают. Доходы рядовых потребителей продолжают снижаться, банки накапливают проблемные долги, а "индустрия остаётся в технологическом и сбытовом тупике". "Победа над рецессией является не более чем декларацией", - отмечают эксперты.
Впрочем, саммит - это не форумы, на которых принимаются конкретные решения. Саммит - это место, где важны тенденции и нюансы во взаимоотношениях и позициях. А с этой функцией он справился.
Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости
Читайте также:
В аптеку или в супермаркет? У россиян скоро появится выбор
Славянские "двойные стандарты"
Комментарии